Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
Подбор сиделки: 4 основные проблемы, с которыми можно столкнуться
8 минут
27 января 2022
Уход за близким человеком, которому стало сложно себя обслуживать, — тяжёлая работа. Даже при искреннем желании заботиться справиться с этим могут не все. Сил, времени, а иногда и квалификации не хватает, приходится прибегать к сторонней помощи. «Активный возраст» уже писал о плюсах и минусах в работе государственных социальных служб и о том, как устроены и сколько берут за услуги коммерческие патронажные службы. Сегодня мы более детально разберём вопрос подбора сиделок: к чему быть готовым и что предпринять, чтобы не столкнуться с проблемами с помощницей по уходу. В этой сфере много настоящих профессионалов, но, к сожалению, немало и случайных, равнодушных людей.
Профессия сиделки существует уже давно и очень востребована на рынке. Но лишь несколько лет назад, в 2018 году, в России появился трудовой стандарт в этой сфере деятельности и наметились пути к «обелению» рынка. Пока что услуги помощников по уходу очень сложно поддаются «уберизации» (по аналогии с рынком услуг такси). Ещё десяток лет назад за таксистом надо было бегать по улице или соглашаться на ломовые цены возле метро. Сейчас клиент нажимает две кнопки на смартфоне — и через минуту видит, кто его повезёт и сколько это будет стоить. Причём цены на услуги такси после этого упали, а качество — возросло. С сиделками так пока не получается.
Рынок помощи в уходе на дому очень сильно завязан на межличностных отношениях, здесь много нюансов, важны не только умения и навыки сиделки, но и склад её характера. Периодически то появляются, то исчезают приложения, которые хотят сделать подбор сиделок «по клику»: простым и открытым. Но сиделки — народ вольный и при первой же возможности уходят в свободное плавание, обходясь в своём трудоустройстве и без сотрудничества с агентствами, и без выхода на агрегаторы, без уплаты налогов и без отметки в трудовой книжке. Контролировать работу сиделок не всегда просто, поэтому важно заранее знать о возможных подводных камнях.
Проблема №1: пропадающие помощницы
Самая частая проблема в рабочем процессе — внезапное исчезновение сиделки. Не пугайтесь, необязательно с деньгами или вещами. Просто в один прекрасный день помощница находит место, где платят больше, или уезжает на родину. В лучшем случае — предупредит, например, за сутки. В худшем — вы догадаетесь об этом по коротким гудкам в телефоне. Мало того что вам нужно будет спешно искать сиделке замену. Может оказаться под угрозой здоровье вашего близкого человека, если он болен, и сам себя не обслуживает и, самое главное, не может позвонить и рассказать родным, что он остался один, без еды и помощи.
Если вы наняли сиделку через агентство, оно должно оперативно подобрать замену ушедшей. Если вы занимаетесь всем сами, снова придётся пройти через этап поиска и собеседований. Патронажные службы обычно требуют от сиделок, чтобы они предупреждали о своём уходе как минимум за три рабочих дня. Если помощница подведёт, с ней перестанут сотрудничать в дальнейшем.
Чтобы вы не пострадали в результате внезапного исчезновения сиделки ещё и материально, запомните простое правило: никаких авансовых выплат. Об этом вас предупредят в любом агентстве. Зарплата сиделке выплачивается строго по факту отработанных смен: раз в неделю или каждый день для приходящих сиделок. Два раза в месяц по факту отработки — для проживающих. Максимум, что вы обязаны передать авансом, — деньги на покупки, если поручаете их сиделке.
Проблема №2: вас много, я одна
Сиделки любят брать подработку. Иногда даже в рабочее время, которое уже оплачено вами. Если вы наняли сиделку с проживанием к немощному человеку, ещё не факт, что она будет находиться с подопечным весь день. При этом ваш лежачий родственник может остаться, например, без обеда или не сможет сходить на судно в её отсутствие. Часто сиделки приезжают в крупные города из регионов или стран СНГ на заработки и стараются взять как можно больше заказов, чтобы переслать деньги домой. Если время разных заказов пересекается, начинается враньё клиентам в попытках выкрутиться из ситуации. Если вы периодически не можете дозвониться до сиделки в её рабочее время, потому что она «прилегла и уснула», «разрядился телефон», «не услышала» и так далее, стоит приехать с внеплановым визитом.
Чтобы ваш родственник не остался без ухода в течение дня, от вас нужен контроль действий сиделки. Пришла ли она утром? Была ли днём вместе со своим подопечным или ушла надолго? Оставалась ли ночью, если она работает с проживанием? Чем чаще вы будете звонить своему родственнику или сиделке, тем лучше. В случае если ваш близкий тяжело болен и не может говорить, лучшим выходом будет установка видеонаблюдения.
В конце каждого рабочего дня сиделка обязана дать вам отчёт о своей работе (что приготовила, что купила, что делала по уходу и сангигиене) и о состоянии здоровья вашего родственника (что болело, какое настроение, мог ли вставать с постели). Отчёт даётся как минимум в телефонном разговоре. В некоторых агентствах по персоналу требуют вести письменно «дневник сиделки», особенно если уход оказывается тяжелобольному человеку.
Проблема №3: непостоянство
Обычно сиделки долго не задерживаются на одном месте. Ни работа с агентством, ни прямой наём не гарантирует того, что работница останется у вас на годы. Особенно если занятость не на полный день. Как только найдётся заказ выгоднее, сиделка уйдёт. Помощницы «от агентств» будут меняться несколько чаще, так как параллельно будут искать заказы напрямую.
Не стоит относиться к частой смене персонала как к трагедии. Да, люди в возрасте привыкают к сиделке. Но тому, кто находится без сознания или редко узнаёт даже родных, нет большой разницы. А тем, кому просто нужны помощницы по хозяйству, лучше воспринимать частую смену сиделок как возможность познакомиться с новым человеком.
Из плюсов: при смене персонала проще держать дистанцию. Когда работник долго и близко общается с клиентом, он становится частью семьи, границы и субординация стираются. Человек, которому оказывают помощь, начинает забывать, что сиделка — нанятый за деньги работник, а не благодетель. В таких случаях недобросовестная помощница может злоупотребить доверием клиента и своим влиянием на него, завладеть имуществом или деньгами. Определённая частота смены персонала — это подстраховка от катастрофических финансовых последствий.
Проблема №4: воровство
Ещё одна, к сожалению, нередкая проблема: воровство продуктов, хозяйственных средств, лишние чеки при покупке еды и неограниченный доступ к хозяйскому холодильнику. К сожалению, ничего сделать с этим, находясь на другом конце города, вы не сможете. На что-то придётся закрыть глаза или рассматривать это как негласную премию сиделке. Чтобы лишний раз не соблазнять работницу, имеющую доступ к шкафам клиента, все ценные вещи, документы, наличные деньги из квартиры нужно заблаговременно убрать.
Для предотвращения крупных хищений и мошенничества необходимо предпринять всё возможное, чтобы обезопасить имущество близкого человека. Например, поставить запрет на действия с квартирой без участия собственника. В этом случае даже при наличии доверенности никто не сможет продать, подарить или ещё как-то переоформить недвижимость.  
На ком контроль?
Проверку персонала на честность и непричастность к миру криминала придётся делать заказчику, не важно, нанял он сиделку самостоятельно или через агентство. Патронажная служба в 90% случаев не является работодателем сиделки. Более того, не всех работниц менеджеры видели или собеседовали лично, максимум — получили анкету по почте. Часто на заказ берут не тех, кто подавал анкету именно в эту фирму, а «занимают» работника у коллег. Агентства также могут размещать заказы от своего лица на сайтах-агрегаторах и в соцсетях, отдать заказ «вольным» сиделкам, беря с клиента комиссию как за «свою», «из собственной базы».
В договорах с патронажными агентствами прямым текстом сказано, что они оказывают только услуги подбора сиделок. Они не несут ответственности в случае причинения ею вреда подопечному и не отвечают за сохранность материальных ценностей заказчика в период работы у него сиделки. В случае возникновения проблем клиенту предложат обратиться в полицию по поводу действий самой сиделки, а не агентства. Последнее только обязуется оказать содействие в её поиске.
По идее, патронажная служба должна получить от сиделки-соискательницы анкету с перечислением предыдущих мест работы, а также паспортные данные. И проверить паспорт по открытым базам госслужб. Делается ли это на практике, клиенту узнать практически нереально. 
Существуют и патронажные сервисы, где сиделки находятся в штате. Обычно они организованы при платных гериатрических центрах. Но услуги таких служб будут дороже обычных примерно в два раза и недоступны массовому потребителю.
Сайты-агрегаторы могут максимум сличить паспортные данные. Но проверить трудовую книжку, рекомендации и опыт работы не в их компетенции. В первый день работы сиделки или во время собеседования необходимо сфотографировать или записать её паспортные данные, включая место постоянной регистрации. В открытых базах государственных органов можно проверить, не находится ли ваш будущий работник в розыске по обвинению в преступлениях, терроризме, не скрывается ли от долгов, не является ли его паспорт поддельным. Эту информацию можно получить по гражданам России, проверить иностранные документы сложнее.
Конечно, далеко не все сиделки безответственны или имеют криминальные наклонности. Есть много специалистов, которые добросовестно выполняют свою работу, соблюдают договорённости и не пытаются прикарманить хозяйские вещи. Но на всякий случай копию паспорта сиделки лучше иметь у себя — это самый простой и эффективный способ подстраховаться от возможных неприятных последствий.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300