Проверяем договор без юриста: что важно знать
8 минут
11 января 2022
В современной жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью заключать всевозможные договоры: при покупке бытовой техники, оформлении кредита, лечении зуба в клинике и множестве других ситуаций. Но с каждым таким документом к юристу ходить неудобно, да и затратно. Как самостоятельно проверить договор, чтобы избежать возможных проблем, рассказывает адвокат Ольга Алешина.
Многие относятся к договору как к простой формальности, только спрашивая, где нужно поставить подпись. Это большая ошибка. Договор — очень важный документ. Он служит гарантией продажи вам именно той вещи или оказания услуги, которая вам действительно необходима, должного качества, в установленные сроки и за оговорённую ранее цену.
В большинстве случаев договоры добросовестно исполняются сторонами, но нередки и ситуации нарушения его условий. Проверка договора перед его подписанием поможет сэкономить вам в будущем время, нервы и деньги. Для этого достаточно следовать несложным правилам.
Семь правил чтения договора
Правило 1. Сначала читайте, потом подписывайте
Самое важное и очевидное всем правило, но большинство людей им пренебрегают. Одни стесняются, другие боятся обидеть недоверием, а третьи полагают, что всё равно ничего не понять, так зачем читать. Ставя свою подпись, вы подтверждаете, что согласны со всеми условиями, изложенными в документе.
В последующем вы не сможете сослаться на то, что подписали договор, не читая. Отбросьте стеснения и неуверенность в себе и внимательно и вдумчиво читайте договор. Всё окажется гораздо понятнее, чем вы себе представляете. Большинство магазинов, банков и других организаций стараются составлять документы «человеческим» языком.
Правило 2. Не торопитесь ставить подпись
Недостаточно прочитать договор, важно ещё понять суть написанного, для чего требуется время. Ведь зачастую документ имеет не одну-две страницы, а гораздо больше. Поэтому возьмите паузу и внимательно его изучите, лучше не один раз. Общеизвестный факт, что люди обращают внимание на начало и конец договора, а к прочтению второй страницы внимание, как правило, ослабевает. Этим пользуются некоторые недобросовестные продавцы, вставляя в середину документа невыгодные условия. В таких случаях помогает именно неоднократное неторопливое прочтение.
Если вам предлагают подписать договор в ситуации, когда за вами своей очереди ожидают ещё несколько клиентов, то спокойно изучить этот документ сложно. Попросите дать вам его экземпляр, который вы возьмёте домой. Если вас торопят, напирая на то, что вы рискуете упустить выгодное предложение — это повод задуматься о добросовестности продавца. Возможно, при детальном изучении выгодное предложение окажется не таким уж выгодным, а обещанная скидка — гораздо меньше той, что предлагают другие магазины.
Правило 3. Уточняйте все непонятные моменты
Если вам непонятна какая-либо из формулировок — уточните у менеджера, что под этим понимается. Договор всегда трактуется буквально и должен исполняться с точностью до буквы, поэтому нужно убедиться, что вы правильно понимаете суть написанного. Если вы видите, что обслуживающий вас менеджер затрудняется ответить на ваши вопросы, просите пригласить компетентного в нужной теме специалиста. Не подписывайте договор, пока не получите детальные и точные разъяснения по каждому непонятному вам пункту.
Правило 4. Особое внимание обращайте на мелкий шрифт и звёздочки
Суды неоднократно указывали, что мелкий шрифт в договоре является неудобочитаемым и затрудняет визуальное восприятие текста. Это приводит к ущемлению прав потребителя, поскольку не позволяет получить полную информацию о приобретаемом товаре или услуге и сделать осознанный выбор. Однако некоторые продавцы и кредитные организации продолжают включать в договор условия, напечатанные мелким шрифтом. Порой даже весь текст набран так мелко, что его можно прочитать только через лупу.
Как правило, подобный шрифт используют, чтобы привлекать меньше внимания к невыгодным для вас условиям. Если вы столкнулись с мелким шрифтом в договоре, это повод внимательно изучить такой текст. Если читать его сложно, попросите распечатать вам договор, увеличив шрифт.
В настоящее время нет общеобязательного нормативного акта, регулирующего размер шрифта в документе. Ранее действовал СанПиН 1.2.1253-03, но с 2021 года он утратил силу. В данном случае можно применить ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендует использовать шрифты с кеглем 12, 13 и 14 (кегль равняется 0,35 мм).
Также обращайте внимание на различные сноски, отмеченные звёздочками, и пункты договора, которые отсылают к другим пунктам. Не забывайте: если что-то непонятно — нужно попросить всё подробно разъяснить.
Правило 5. Просите внести изменения или дополнить договор
Все устные договорённости должны быть отражены в договоре. Например, если вам обещают, что занос мебели в квартиру входит в стоимость, то при отсутствии этого пункта вы рискуете либо остаться с диваном у подъезда, либо дополнительно оплачивать услуги по его подъёму до нужного этажа.
Или, наоборот, в договоре есть пункт, который вас не устраивает — попросите его убрать. Например, условие о том, что если вы откажетесь от договора, внесённую за товар предоплату вам не вернут. Не слушайте доводы, что такой пункт — только формальность и никогда не применяется. Что прописано в договоре, вы будете обязаны исполнить — либо доказывать в суде незаконность такого пункта. А это трата времени, нервов и денег.
Не стоит верить менеджеру, который говорит, что это типовая форма и изменять её нельзя. Договор — это документ о договорённостях равноправных сторон, поэтому каждая из них вправе предложить свои условия. Просить внести изменения в договор — законное право потребителя.
Правило 6. Просите все указанные в договоре документы
Часто в тексте договора можно встретить ссылки на различные правила пользования, стандартные положения, пользовательские соглашения и прочее, чего вы в глаза не видели. Но подписав договор, вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с такими документами.
Поэтому, встретив упоминание подобного документа в договоре, просите его вам представить. Вы вправе не только ознакомиться с ним, но и получить его копию для детального изучения в спокойной обстановке. Возможно, после прочтения этих документов вы поймёте, что товар вам не подходит. Например, вы планировали купить стулья, чтобы поставить в саду, а в правилах пользования указано, что они предназначены только для помещений.
Правило 7. Подписывайте количество экземпляров, равное количеству сторон
Необходимо подписать как минимум два экземпляра договора, один из которых ваш. Иногда требуется больше (например, при покупке автомобиля, третий экземпляр — для ГИБДД). Если вам предлагают к подписанию только один экземпляр, не ставьте подпись, пока не получите второй. Если документ состоит из нескольких страниц, подписывайте каждую из них, чтобы у другой стороны не было возможности подменить страницу.
Восемь моментов, которые необходимо проверить в договоре
Хотя все договоры разные и законом к ним предъявляются неодинаковые требования, но существуют универсальные моменты, которые присущи всем видам договоров. Их и нужно проверить при прочтении документа.
1. Стороны. В договоре должно быть достаточно информации, позволяющей идентифицировать его стороны. Для граждан указывается Ф. И. О., паспортные данные и адрес, для организаций — наименование, ИНН и ОГРН, юридический и фактический адреса, банковские реквизиты. Указание только названия организации может создать сложности, например, при предъявлении претензии или взыскании денег.
2. Полномочия подписывающего лица. Если подпись в договоре ставит, например, менеджер — нужно убедиться, что он имеет на это право. В договоре должны быть прописаны реквизиты доверенности, дающей право подписи. Сама доверенность должна быть действующей с включением полномочия на подписание договоров. По вашему требованию вас обязаны ознакомить с доверенностью. Если по тексту документа везде значится директор, а подпись ставит менеджер без всяких доверенностей — есть риск признания договора недействительным.
3. Предмет договора. Одно из важнейших условий, без которого договор считается незаключённым. Предмет договора — это товар или услуга, которую вы хотите приобрести. В договоре он должен быть описан максимально подробно, со всеми характеристиками. Не должно быть никаких общих формулировок, допускающих их двоякое толкование. При покупке, например, шкафа убедитесь, что указана его модель, цвет, размер, а не просто — «шкаф». Иначе вам в последующем будет трудно доказать, что продавец доставил не тот товар, который вы заказали.
4. Цена. Стоимость товара или услуги должна быть чётко прописана суммой, а не ссылкой, например, на действующий прейскурант. В противном случае на момент заказа цена будет одна, а на дату доставки она может возрасти. Если вы заказываете товар с дополнительными услугами (например, со сборкой мебели), то проверьте, чтобы это было отражено в договоре. Иначе вам придётся доплачивать за такие услуги, хотя при оформлении заказа вас заверяли, что всё включено в стоимость. Также в договоре отражается порядок внесения оплаты (например, размер аванса) и порядок расчёта (наличная или безналичная форма).
5. Срок. Сроки поставки товара или оказания услуги в договоре должны соответствовать договорённостям. Если сроков несколько (например, доставки мебели и её сборки), то они должны быть указаны все. Если вы видите формулировку «в разумный срок», просите вместо неё указать конкретную дату. Вы под разумными сроками можете понимать неделю, а продавец — несколько месяцев.
6. Права и обязанности. В договоре должно найти подробное отражение всё, о чём стороны договорились между собой. Если при заказе услуг по ремонту квартиры вам обещали, что бригада вывезет строительный мусор — проверьте, зафиксировано ли это в договоре. В противном случае вы не сможете требовать выполнения таких обязательств либо выплаты штрафных санкций за нарушение договорённостей.
7. Ответственность сторон. Она должна быть обоюдной. Проверьте, какая ответственность вам грозит за невыполнение условий договора (например, за просрочку оплаты товара) и за что отвечает другая сторона. Если для вас предусмотрены всевозможные штрафные санкции, а продавец ни за что не отвечает — предложите внести в договор изменения либо откажитесь от его заключения. Если решили подписать его на предложенных условиях — подумайте, готовы ли платить установленные в договоре штрафы.
8. Недопустимые условия. В договор запрещено включать условия, противоречащие закону и потому являющиеся недопустимыми. Так, по закону вы имеете право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, и продавец не может в договоре сократить этот срок до 7 дней. При обнаружении подобных условий требуйте их полностью исключить или привести в соответствие с законом.
Какие условия являются недопустимыми, «Активный возраст» рассказывал ранее
Если следовать указанным рекомендациям, то можно свести к минимуму наступление в будущем неблагоприятных последствий и необходимости отстаивать свою правоту в суде. Но если вам предстоит дорогостоящая покупка товаров или услуг, то для проверки договора советуем всё-таки обратиться к опытному юристу.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300