Потребляй и властвуй: что такое недопустимые условия и как с ними бороться
8 минут
20 октября 2022
Покупка продуктов в магазине, вызов мастера на дом, лечение зуба в клинике — всё это подпадает под Закон о защите прав потребителей, один из самых известных и широко применяемых в нашей стране. С 1 сентября 2022 года в него внесены изменения, предоставляющие гражданам больше возможностей для защиты своих прав. «Активный возраст» разобрался в нововведениях вместе с адвокатом Ольгой Алёшиной.
Появилась конкретика
Недобросовестные продавцы часто стремятся взять на себя минимум ответственности и включают в договор условия, которые ущемляют наши потребительские права. Раньше приходилось доказывать в суде незаконность подобных условий. А процесс это долгий, сложный и дорогостоящий, поэтому в судебные тяжбы не каждый захочет ввязываться.
Всё изменилось с 1 сентября этого года, когда вступили в силу поправки в Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП). Ранее статья 16 ЗоЗПП гласила, что условия договора, ущемляющие права потребителей, являются недействительными. Неискушённому в юридических тонкостях человеку сложно понять, что же нарушает его права, а что нет. Этой размытой формулировкой и пользовались недобросовестные продавцы. 
В новой редакции статьи 16 ЗоЗПП уже чётко определены условия договора, которые являются недопустимыми и ущемляют права потребителя. Включать их в договор продавец не имеет права.
И что же недопустимо
Рассмотрим на конкретных примерах, что это за недопустимые условия, к каким уловкам прибегают продавцы, пытаясь включить их в договор, и что в этой связи теперь поменялось.
1. Односторонний отказ продавца от договора или изменение его условий не допускается.
Продавец не вправе отказаться от продажи товара или оказания услуг по своему усмотрению. Например, незаконным является отказ таксиста везти вас по указанному адресу только потому, что в нужный район придётся добираться по пробкам.
Продавец не может в одностороннем порядке изменить предмет, цену, срок, другие согласованные с вами условия — даже если выросли закупочные цены на товары, материалы или стоимость расходов. Так, многие магазины поднимают цену на уже заказанные и оплаченные товары в связи с ростом курса валют, а при отказе произвести доплату расторгают договор. Это неправомерно. Любые изменения возможны только с письменного согласия потребителя.
2. Потребитель может в любой момент отказаться от договора.
Потребитель, в отличие от продавца, может в любой момент отказаться от договора. При этом он обязан оплатить продавцу только фактически понесённые расходы, подтверждённые документально. Если таких расходов нет, ничего оплачивать вы не обязаны, а внесённая предоплата полностью должна быть возвращена продавцом. Условия договора, возлагающие на вас обязанность заплатить конкретный штраф или неустойку за отказ от договора (например, 50% от стоимости), неправомерны.
3. Условия, которые позволяют продавцу в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор, недопустимы.
Продавец не вправе расторгнуть договор по собственной инициативе, если это не предусмотрено законом.
4. Нельзя ограничивать выбор потребителем способа и формы оплаты.
Вы сами выбираете, как вам удобно оплатить нужный товар или услугу. Незаконно принимать только наличные или оплату исключительно картой.
5. Запрещено обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других.
Так, если медицинские услуги в медучреждении могут быть оказаны только при покупке бахил, то это незаконно. Ещё один пример: в автосервисе вам говорят, что ремонт можно сделать только при условии замены уже установленного оборудования, потому что оно старое и сервис с таким не работает.
6. Недопустимы условия договора, которые предусматривают возможность выполнения дополнительных работ (услуг) за плату без вашего письменного согласия.
Скажем, вы отдали ноутбук для установки программного обеспечения, а вам заодно поставили антивирус, который вы не заказывали. При выполнении без вашего согласия дополнительных работ вы вправе отказаться от их оплаты, а если они уже оплачены — требовать возврата уплаченной суммы.
7. Условия, по которым продавец снимает с себя ответственность за качество товара (услуги), незаконны.
Например, если управляющая компания меняет вам радиатор отопления и в договоре указывает, что за качество ответственности не несёт и все претензии вы обязаны адресовывать производителю радиатора — это незаконно.
8. Уменьшение законной неустойки не допускается.
ЗоЗПП устанавливает три вида ставок для расчёта неустойки, в зависимости от того, какие права потребителя нарушены: 0,5% (п. 3 ст. 23.1 ЗоЗПП); 1% (п. 1 ст. 23 ЗоЗПП) и 3% (п. 5 ст. 28 ЗоЗПП). Продавец не вправе включать в договор условия, согласно которым размер неустойки будет меньше указанных ставок (например, при несвоевременной замене некачественного товара не 1% от его стоимости в день, а 0,1%).
9. Неправомерно ограничение потребителя в праве выбора способов, которые он может предъявить продавцу при продаже товара (оказании услуг) ненадлежащего качества.
Вы сами решаете, что обязан сделать продавец при продаже бракованного товара или оказании некачественной услуги: вернуть деньги; соразмерно уменьшить стоимость; заменить товар на другой или устранить недостатки за счёт продавца. Если вы хотите вернуть деньги, а вам навязывают взамен криво сшитого платья другую модель — это незаконно.
10. Удовлетворение требований по некачественному товару не может зависеть от условий, не связанных с недостатками товара.
Продавец не вправе указать в договоре, что некачественный товар не подлежит замене, если, к примеру, не сохранён кассовый чек или упаковочная коробка.
11. Установление обязательного досудебного порядка рассмотрения споров не допускается.
Нельзя в договоре указывать, что до подачи иска в суд вы обязаны обратиться к продавцу с претензией или иным образом мирно урегулировать спор. Исключение составляют установленные законом ситуации. Например, законом предусмотрено, что автовладельцу, имеющему претензии по автострахованию (ОСАГО, каско или ДСАГО), прежде чем судиться со страховой компанией, необходимо обратиться за разрешением спора к финансовому омбудсмену.
12. Потребитель не обязан доказывать обстоятельства, не предусмотренные законом.
Часто продавцы пишут в договоре, что потребитель должен самостоятельно провести проверку качества товара (обратиться к эксперту и оплатить его услуги). По закону именно продавец обязан провести все проверки качества за свой счёт.
13. Запрещено ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.
Незаконно включать в договор условия, запрещающие потребителю обращаться в суд и иные компетентные органы (например, Роспотребнадзор) для защиты своих прав.
14. Ограничение потребителя в выборе суда не допускается.
Продавцы нередко включают в договор условие, что все споры рассматриваются в конкретном суде (обычно по их местонахождению). Такой суд может быть в другом городе или даже на другом конце страны относительно покупателя. Такие оговорки незаконны. При нарушении своих прав вы сами выбираете, в какой суд подать иск — по месту своего жительства или по месту нахождения продавца, по месту заключения или исполнения договора.
Перечень недопустимых условий не является закрытым. Любое другое условие, нарушающее правила, установленные законом, может быть признано недействительным.
Что делать, если в договоре недопустимые условия
Если при изучении договора вы увидели в них какое-либо из перечисленных выше недопустимых условий — требуйте от продавца исключить их из договора. Продавец обязан рассмотреть ваше требование в течение 10 дней и письменно сообщить о принятом решении с обоснованием своей позиции. Если откажут, обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор. При выявлении нарушений продавец будет привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Закон имеет обратную силу
Несмотря на то, что закон вступил в силу 1 сентября 2022 года, его положения о недопустимых условиях договора, ущемляющих права потребителя, распространяются и на отношения, возникшие до этой даты. Если ранее вами заключены договоры, которые имеют какие-либо из перечисленных условий, вы вправе обратиться к продавцу с письменным требованием об их исключении из договора.
За качество отвечает не только продавец
При включении в договор условий, ущемляющих права потребителя, вы можете потребовать возмещения своих убытков. Требовать возмещения можно не только от продавца товара, исполнителя работ или услуг, но также от изготовителя или импортёра товара или владельца агрегатора.
Импортёром является организация, доставившая на территорию РФ товар (например, бытовую технику). Импортёр отвечает за качество товара даже в случае, если вы купили свой утюг в магазине, а не у него напрямую.
В последние годы всё большее количество покупок совершается на торговых площадках в интернете. Сайты, которые размещают на своих страницах информацию о всевозможных товарах, являются агрегаторами (это, как правило, маркетплейсы). Закон возлагает на них ответственность наравне с производителем, продавцом и импортёром.
Персональные данные теперь под защитой
Нередко при покупке товара вы указываете номер телефона, адрес электронной почты, другие сведения о себе и подписываете согласие на обработку персональных данных. После этого вам начинают поступать рекламные рассылки и звонки с предложениями оформить кредит. Так происходит, когда недобросовестные продавцы используют ваши персональные данные в рекламных целях.
Чтобы исключить такие злоупотребления, с 1 сентября продавец не может отказать вам в заключении договора, не вправе изменить или расторгнуть уже заключённый договор, если вы отказываетесь предоставить какие-либо свои персональные данные. Исключение составляют сведения, необходимые для выполнения обязанностей перед потребителем или предусмотренные законом.
Например, при доставке на дом дивана понадобится ваш адрес. А если вы забираете покупку в пункте выдачи, то продавцу ни к чему знать, где вы живёте. При покупке билета на концерт требовать сообщить ваши Ф.И.О. и данные паспорта продавец не вправе. Но если вы хотите приобрести ювелирное украшение стоимостью более 40 000 рублей, то по закону это можно сделать, только сообщив паспортные данные.
Если продавец отказывается заключить с вами договор, пока вы не сообщите свои персональные данные — требуйте указать причины, почему без этих данных заключение договора невозможно. Когда такое требование заявлено устно, ответ должен быть дан незамедлительно, при письменном обращении — в течение 10 дней.
За отказ заключить договор из-за вашего нежелания предоставить свои персональные данные в избыточном объёме продавец может быть привлечён к административной ответственности по специально введённой ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300