Чтение недели: вспомнить всё
3 минуты
25 июля 2018
Чёткое разделение на хороших и плохих, чёрное и белое случается только в сказках. В жизни всё гораздо сложнее, особенно когда на дворе сложная и страшная эпоха.
«Под алыми небесами»
Марк Салливан, 2018
Цитата: «Земля не знает войны, природе безразлично, какие жестокости творят друг с другом люди. Её не волновали ни люди, ни их потребность убивать и завоёвывать».
Материал для своей книги американец Марк Салливан собирал почти 10 лет – скрупулёзно проверял информацию, разговаривал с участниками. «Под алыми небесами» основана на самых что ни на есть реальных событиях – истории итальянского юноши по имени Пино Лелла. Он струсил и, чтобы сберечь жизнь, пошёл работать на нацистов, возить самого Ганса Лейерса, помощника Гитлера. Он был храбрым – как мог, боролся с нацизмом и, рискуя этой самой жизнью, помогал евреям переправляться в безопасную Швейцарию. Он полюбил Анну, вдову итальянского офицера, но не смог спасти её. После войны Пино уехал в Штаты и долгое время никому, даже самым близким, не рассказывал ни о своём прошлом, ни о своих подвигах. Но пришло время это сделать, пусть и с помощью других. Ведь ни у геройства, ни у зла нет сроков давности.
«Воспоминания»
Альберт Шпеер, 1969
Цитата: «Случилось то, что всем казалось невозможным. Гитлера явно напугало это яростное наступление. Строго говоря, он не мог примириться с такой потерей престижа, причиной которой был прежде всего тон Гудериана. Однако, к моему удивлению, он сослался на обстоятельства военного времени, утверждал, что отступление к портам вызвало бы всеобщую дезорганизацию и привело бы к большим  потерям, чем при продолжении обороны».
Любимый архитектор фюрера Шпеер стал одним из немногих обвиняемых, признавших свою вину во время Нюрнбергского процесса. Именно в тюрьме, во время 20-летнего заключения, он и написал эти мемуары. По-немецки педантичные, суховатые, со множеством дат, подробнейших диалогов и бытовых деталей. И за всем этим – история одного из самых жестоких диктаторов и его разношёрстного окружения. Кто-то просто прибился к кормушке, кто-то (и их тоже немало) фанатично любил фюрера и верил ему, кто-то прошёл путь от слепого обожания до критики, от полного согласия с каждым словом до ужаса и запоздалого глубокого раскаяния. Действительно ли Шпеер принадлежал к последним или же просто пытался оправдаться – перед собой и всем миром? Или просто не ведал, что творил? Возможно, как и у читателей, у него и у самого нет ответа.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300