Кинопремьера недели: «Книжный клуб»
Режиссёр: Билл Холдермэн
В ролях: Дайан Китон, Джейн Фонда, Энди Гарсиа, Дон Джонсон.
16+
Есть такая сексистская шутка: для девушки есть две важные книги – поваренная книга матери и чековая книжка её мужчины. В данном фильме речь идёт не о девушках. Совсем не о девушках.
Четыре женщины десятилетиями встречаются и читают. Обсуждают какую-то книгу раз в месяц. Радуются возможности поделиться мыслями, а потом возвращаются к своей жизни. Одна – судья, от которой ушёл муж. Другая – горячая штучка, бизнесвумен, не знающая слов любви. Третья живёт без секса, поскольку её любимый супруг вышел на пенсию и растерялся в новом мире. Четвёртая – вдова, о которой очень заботятся уже давно взрослые дочери. Всё довольно разумно, персонажи расставлены для семейной драмы и истории про грустное старение, окончательное увядание и ностальгию по молодости. Однако к пенсионеркам приходит Книга (источник знаний, как известно), и имя этой книге – «50 оттенков серого».
Крыша съезжает у всех, давя кусками отлетевшей черепицы случайных свидетелей. Судья, например, заводит страничку в интернете и знакомится с мужчинами. Вдова общается со случайным попутчиком в самолёте. Бизнесвумен находит-таки слова любви. Верная жена пенсионера лихо танцует и запасается виагрой. Всюду секс, всюду радость, нужно только, чтобы этот фильм нашему правительству не показывали, а то они ещё больше увеличат пенсионный возраст для женщин.
Что немудрено: Джейн Фонде – 80 лет, Дайан Китон и Кэндис Берген – по 72 года. Мэри Стинбурген – 65. И все ягодки опять: глаза блестят, улыбки сияют, как «Оскары» (в четвёрке героинь «Книжного клуба» статуэтки нет только у Кэндис Берген, но она была номинанткой). Выглядят прекрасно, особенно Фонда, которой больше 50 и не дашь. Возможно, после фильма своей блистательной юности «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Фонда заключила какую-то сделку с мирозданием, не позволяющую ей превратиться в «загнанную лошадь», а пластическим хирургам – что-то испортить во время многочисленных операций.
И, казалось бы, фильм полон оптимизма, но есть одна проблема. Большая красивая проблема по имени Энди Гарсиа, который ухаживает за Дайан Китон. Персонаж Гарсиа богат, умён, тактичен, ироничен. И даже из женской солидарности я не могу представить себе его романа с Китон. Их возрастной разрыв на деле не очень велик (Энди Гарсиа – 62 года), но элегантная Дайан рядом с ним смотрится, как мудрая тётушка. Что неудивительно: в «Крёстном отце – 3» Китон и Гарсиа появлялись как раз в этом качестве – тети и племянника.
Какой-то налёт подобной асексуальной родственности чувствуется и в «Книжном клубе». То бишь, когда остальные женщины из четвёрки пускаются во все тяжкие, этому веришь. А про Китон не веришь, хотя очень желаешь, чтобы так и было потом, когда будет за 70. Чтобы и фигура такая стройная, и манеры утончённые, и седина благородная. И Энди Гарсиа с бокалом вина и Тем Самым Взглядом, в котором нет никаких оттенков серого. Только любовь.