Цитата: «В изобразительном искусстве образ женщины, одетой как мужчина, ассоциировался с «дурной» женской властью, с неправильным порядком вещей. В позднее Средневековье несогласие в браке или раздоры между супругами стали символически изображать как «битву за штаны». Это был юмористический сюжет, высмеивавший сварливых жён...»
Чем больше времени прошло, тем сложнее для понимания произведения искусства. Часто полный абсурд имеет логическое обоснование. А что-то, на первый взгляд, простое – сложносочинённую отсылку.
«Страдающее средневековье»
Дильшат Харман, Сергей Зотов, Михаил Майзульс, 2018
Дильшат Харман, Сергей Зотов, Михаил Майзульс, 2018
Выросшая из шутливого паблика книга со странной обложкой в рекордный срок стала бестселлером – общий тираж уже достиг 40 тысяч экземпляров. Героические зайцы и смешные драконы, непристойные девы, испражняющиеся обезьяны и безумные рыцари – что они все делали на полях рукописей и на стенах храмов? Какое отношение имели к культуре и религии? Было ли это шуткой, сумасшествием или чем-то ещё? Простой и понятный разбор, сдобренный хорошей порцией юмора, – и вот Средневековье оживает на глазах, утрачивает мрачность и схематичность. А главное, авторы виртуозно не впадают в крайности – как в холодный академизм, так и в формат «байки, хохмы, заигрывание с читателем» – и при этом сохраняют и уважение к религии, и живость повествования.
«Исторические корни волшебной сказки»
Владимир Пропп, 1946
Владимир Пропп, 1946
Цитата: «Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространённого обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости».
Мы знаем их с детства и поэтому привычно относимся ко всем странностям сюжета. Почему у Бабы-яги нос в потолок врос, а у её избушки – курьи ножки? Отчего такой магией обладает число три и именно третья встреча оказывается для героя значимой? Чем можно объяснить жестокость членов сказочной семьи друг к другу – то дочку на мороз выгоняют, то младшего сына со света сжить хотят? Дело в том, что народные сказки – вовсе не захватывающие истории для развлечения детишек. Мало того, в первозданном, неадаптированном виде они мрачны и никакому добру не учат и близко. Известный фольклорист показывает прямую связь волшебных сказочных сюжетов и древних языческих обрядов, в том числе и обряда инициации. Никогда, никогда больше вы не станете читать похождения Ивана-царевича с прежними чувствами.