Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
Чтение недели: это было давно
3 минуты
27 июня 2018
Чем больше времени прошло, тем сложнее для понимания произведения искусства. Часто полный абсурд имеет логическое обоснование. А что-то, на первый взгляд, простое – сложносочинённую отсылку.
«Страдающее средневековье»
Дильшат Харман, Сергей Зотов, Михаил Майзульс, 2018
Цитата: «В изобразительном искусстве образ женщины, одетой как мужчина, ассоциировался с «дурной» женской властью, с неправильным порядком вещей. В позднее Средневековье несогласие в браке или раздоры между супругами стали символически изображать как «битву за штаны». Это был юмористический сюжет, высмеивавший сварливых жён...»
Выросшая из шутливого паблика книга со странной обложкой в рекордный срок  стала бестселлером – общий тираж уже достиг 40 тысяч экземпляров. Героические зайцы и смешные драконы, непристойные девы, испражняющиеся обезьяны и безумные рыцари – что они все делали на полях рукописей и на стенах храмов? Какое отношение имели к культуре и религии? Было ли это шуткой, сумасшествием или чем-то ещё? Простой и понятный разбор, сдобренный хорошей порцией юмора, – и вот Средневековье оживает на глазах, утрачивает мрачность и схематичность. А главное, авторы виртуозно не впадают в крайности – как в холодный академизм, так и в формат «байки, хохмы, заигрывание с читателем» – и при этом сохраняют и уважение к религии, и живость повествования.
«Исторические корни волшебной сказки»
Владимир Пропп, 1946
Цитата: «Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространённого обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости».
Мы знаем их с детства и поэтому привычно относимся ко всем странностям сюжета. Почему у Бабы-яги нос в потолок врос, а у её избушки – курьи ножки? Отчего такой магией обладает число три и именно третья встреча оказывается для героя значимой? Чем можно объяснить жестокость членов сказочной семьи друг к другу – то дочку на мороз выгоняют, то младшего сына со света сжить хотят? Дело в том, что народные сказки – вовсе не захватывающие истории для развлечения детишек. Мало того, в первозданном, неадаптированном виде они мрачны и никакому добру не учат и близко. Известный фольклорист показывает прямую связь волшебных сказочных сюжетов и древних языческих обрядов, в том числе и обряда инициации. Никогда, никогда больше вы не станете читать похождения Ивана-царевича с прежними чувствами.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300