Чтение недели: какая разница
3 минуты
20 июня 2018
Любви, как известно, все возрасты покорны. А если один из влюблённых значительно старше, помешает ли это роману? Да и вообще будет ли иметь значение?
«Одна история»
Джулиан Барнс, 2018
Цитата: «Иногда встречаешь пожилых супругов, которые, как видно, до смерти наскучили друг другу, и диву даёшься: что между ними общего, почему они до сих пор вместе? И оказывается, не потому, что их держат условности, привычка или самоуспокоенность. А потому, что у них есть история любви. Она есть у каждого человека. И это – единственная история».
Полу – девятнадцать, Сьюзан – сорок восемь, и они по уши влюблены друг в друга. Наверное, другой автор бы поставил во главу угла социальные различия, неравность отношений, зависимость от общественного мнения. Но Барнс куда сложнее и куда проще одновременно. Объективной реальности в его романе просто не существует. Есть восприятие пылкого юноши, есть самоанализ уставшего зрелого человека, есть одна и та же история любви, рассказанная трижды совершенно по-разному – и каждый раз правдивая и до боли пронзительная. Мы видим отношения героев от начала до конца – от первой встречи на теннисном корте до последнего прощания в психиатрической лечебнице. Она его даже не узнает, он не проронит ни слезинки и будет думать о ценах на сыр.
Есть вопросы, но нет ответов и даже выводов нет. Кто прав? Могло ли всё сложиться иначе? Был ли шанс избежать трагедии? Да и была ли, собственно, сама трагедия? Или лишь слабость с одной стороны, а созависимость – с другой? Наверное, всего понемногу и в эксклюзивной дозировке, ведь каждая история любви, счастливой или несчастной, уникальна и реальна.
«Гарольд и Мод»
Колин Хиггинс, 1971
Цитата: «Мод (несколько минут молчит). Да, я понимаю. Многим нравится это – считаться мёртвым. На самом деле они не умирают, а поворачиваются спиной к жизни. Они сидят на скамейках, только наблюдая за ходом матча. Это единственный матч, который они увидят за всю свою жизнь. Каждую минуту и они могли бы принять в нём участие, но они этого не делают... (поднимается и кричит). Так давайте же, боже мой, вперёд! Ничего, если это причиняет боль! Играйте! Живите! Иначе после матча в раздевалке вам не о чем будет рассказать».
Ему девятнадцать лет, он обожает ходить на похороны и семнадцать раз инсценировал собственное самоубийство. Ей восемьдесят, она любит жизнь во всех проявлениях, но примет слишком большую дозу снотворного. Только один раз – зато надёжно, без всяких инсценировок. Такая вот арифметика.
Странная дружба юноши и пожилой леди, дружба, переросшая в пылкую любовь, – смешная и трагическая одновременно. Гарольд по-взрослому одинок и непонят, Мод умеет по-детски дурачиться и хулиганить. Она прошла концлагерь, и именно она научит молодого человека радоваться жизни. Станет его спасителем и первой любовью, его прекрасной Джульеттой и лучшим собеседником. Остроумные диалоги, немного чёрного юмора, герои-фрики, с которыми хочется разговаривать, спорить и соглашаться – причина многолетней популярности и самой пьесы, и экранизации с Рут Гордон. А сколько кому лет, и вправду совсем неважно.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300