Кинопремьера недели: «Красный воробей»
Режиссёр: Френсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джоэл Эдгертон, Шарлотта Рэмплинг, Джереми Айронс
18+
Раньше было очень смешно смотреть некоторые фильмы на тему «Советский Союз глазами американцев». Тут тебе и шапки-ушанки, и шутовские лампасы на штанах, и нарциссы в Сибири, а также водка рекой и Шварценеггер с прекрасным выкриком: «Хулиганы!» Это было так нелепо, что даже не злило: трудно обижаться на художника, который рисует слона по рассказам тех, кто однажды слона видел, да и то издалека. Лишь бы красиво было. По идее, таким же фильмом мог бы стать и «Красный воробей», на такой фильм я и настраивалась изначально, покупая билет, но – увы. Не сложилось. Это как с людьми: бывает, что человек дурашлив. А бывает, что он дурак.
Героиня – русская балерина Доминика Егорова. С этой первой глупостью справились при дубляже, сделав девушку Вероникой специально для российского проката. Но одной озвучкой всего не поправишь, как не заставишь, к примеру, широкоплечую пухлую Дженнифер Лоуренс стать похожей на изящных танцовщиц Большого театра. Да, конечно, Дженнифер ради роли занималась четыре месяца по три часа в день под руководством голливудского хореографа Курта Фромана, но округлые бёдра и ягодицы, торчащие из-под пачки, на пытку не среагировали и форму не поменяли. Естественно, для собственно балетного номера потребовалась дублёрша, но балерина и в обычной жизни «считывается» по фигуре и походке, и изобразить такую походку для Лоуренс стало непосильной задачей. Неудивительно, что даже в бассейн поплавать она вяло бредёт, стыдливо обернув тело полотенцем ниже талии.
Впрочем, это всё мелочи. Сюжет не стал бы внятным, будь это любая другая, «более подходящая» актриса. А по сюжету Вероника-Доминика получает травму, не может больше танцевать и вот-вот лишится квартиры и сносных условий для мамы-инвалида. Но у девушки есть дядя в спецслужбах, который предлагает помощь взамен на сотрудничество. После операции дядя отправляет племянницу в школу «воробьёв» – секретных агентов, которые добывают информацию через постель на благо Родины. Там злая женщина в исполнении Шарлотты Рэмплинг заставляет курсантов, эээ… Как бы это помягче… Ну, в общем, просто раздеться догола перед всем классом – это цветочки, надо бы ещё и технические сексуальные приёмы на учительском столе продемонстрировать.
Если кому-то становится тошно, то в ход идут сентенции типа «тело принадлежит государству». Ну и да, про неоконченную войну, про Запад, «ослабленный потреблением и социальными сетями». Вероника страдает, но постепенно привыкает оголяться, к чему уже приходится привыкать зрителю, взгляд которого постоянно вынужден натыкаться на первичные половые признаки как женщин, так и мужчин.
Тем временем для Вероники появляется подходящее задание: вычислить американского «крота», окопавшегося где-то на самом высоком уровне российских органов, что приводит к поездке в Будапешт, знакомству с американским шпионом и череде нелогичных действий и новых оголений, убийств, пыток и занятий сексом в разнообразных позах.
Фильм снят по роману Джейсона Мэттьюса, а у Мэттьюса «Красный воробей» – первая часть трилогии, были ещё и «Дворец измены», и «Кремлёвский кандидат». Надо сказать, что у Мэттьюса на страницах вовсю появляется Путин, но в сценарий эти сцены не вошли. Говорят, студия побоялась атаки вездесущих российских хакеров. Тоже «воробьёв», наверное. Зато дядю героини играет немецкий актёр Маттиас Шонартс, весьма похожий то ли на Путина в молодости, то ли на Вадима Галыгина. Правда, режиссёр Френсис Лоуренс утверждает, что только в процессе съёмок разглядел сходство с российским президентом, что кажется либо банальным враньём, либо свидетельством патологической ненаблюдательности.
Последнее объяснило бы многое. Американские ордена (в частности, «Пурпурное сердце») на груди у российского генерала. Крики «Стоп, милиция!» в Москве 2017 года. Использование дискет (да-да!) в качестве сменного носителя информации. Костыль в левой руке в ситуации, когда повреждена левая же нога... И так – два с лишним часа ляпов, сюжетных натяжек, водки и обнажёнки.
И ещё. Одним из основных уроков в школе «воробьёв» было высказывание: «Человек – это несобранный пазл». Мол, найдите именно его недостающий кусочек, и власть над индивидуумом гарантирована. Звучит красиво, но очень уныло смотреть кино, где так долго перед глазами маячат не люди, а плоские несобранные пазлы.