Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
В чём секрет бывшего лётчика?
8 минут
31 мая 2018
Генерал-майору авиации Виктору Гришину в этом году исполняется 86 лет. Его энергии может позавидовать любой мужчина. Он стройный, подтянутый, каждый день ходит на работу, а после работы ещё спешит к своим ветеранам. В чём секрет такой активности? Почему поколение людей, прошедших в детстве Великую Отечественную войну и тяжёлые послевоенные годы, до сих пор сохраняет бодрость духа?
– Я всё время говорю себе, что нельзя лежать на диване, – рассказал Виктор Владимирович. – Заставляю себя идти работать. Думаете, мне не тяжело? Очень тяжело. Но каждый раз я говорю одно слово – «надо». Меня ждут люди, они надеются, что я приду и сделаю своё дело.
Очевидно, в этом жёстком отношении к своей работе, к самому себе и кроется секрет долголетия и жизненной активности Виктора Гришина.
Он родился в небольшом селе под Нижним Новгородом. В годы эвакуации самым большим лакомством для него была картошка, которую они с двумя сёстрами резали тонкими ломтиками и бросали на раскалённую печку. Получались удивительно вкусные и ароматные ломтики. Во рту они таяли, как снег. Про мороженое дети тогда и не слышали. Виктор всегда старался отдать своим сестричкам как можно больше таких ломтиков. А сам держался – он же мужчина. Всю ответственность за воспитание сестёр он взял на себя. Его мама работала на военном заводе, приходила поздно уставшей, без сил. Виктор научился хозяйничать. Он чистил картошку размером с голубиное яйцо, варил её, и когда мать приходила с работы, её ждал ужин – она не сдерживала скупых слёз.
А ещё Виктор мечтал о небе. Стал заниматься в аэроклубе. Он был талантливым учеником. Ему даже аттестат о среднем образовании принесли на поле и сразу вручить не смогли – ученик поднялся в небо на По-2. Тогда дети рано взрослели, и учителя это понимали. Талантливого воздушного пилота заметили и направили на ускоренное обучение в Казахстан. В районе городка Уральска находилась Высшая авиационная школа первоначального обучения лётчиков.
Когда Виктор приехал на место, то перед его глазами открылась степь, где стояло несколько палаток. Дул ветер, жаркое солнце раскаляло воздух. Пришлось начинающим авиаторам днём летать, а вечером до глубокой ночи строить для себя казармы. От усталости падали с ног, но утром поднимались и снова взлетали в небо на Як-18. Страна только-только вышла из Великой Отечественной войны, но все люди думали, что война всё равно будет, и поэтому всеми силами стремились освоить новую технику пилотирования. Никто не жаловался. Все считали, что так и нужно – работать чуть ли не круглые сутки.
Виктор ещё успевал помогать своим товарищам в обучении, он сам прекрасно летал и мог подсказать новичкам, на каком вираже он сделал ошибку. Талантливого ученика заметили и предложили ему остаться инструктором. А потом его направили на учёбу в Качинское училище. Прибыв туда, Виктор с радостным ожиданием первый раз ступил на порог знаменитой «Качи». Но ему сказали, что он очень сильно отстал: курс уже прошёл большую часть обучения на МиГ-15бис.
Виктор уговорил начальника курса, чтобы ему дали 10 дней на освоение самолёта. Он, не щадя себя, за короткий срок освоил новый тип самолёта.
Это был проблемный самолёт. При высокой скорости он начинал непроизвольно крениться, эту опасную особенность надо было учитывать. Впервые на МиГ-15бис была установлена система слепой посадки:  ультракоротковолновая радиостанция, радиокомпас, радиоприёмник, радиовысотомер, гиромагнитный компас, ответчик системы распознавания.
Всё это и многое другое нужно было выучить молодому лётчику за очень короткий срок. Виктор справился и с этим жизненным препятствием.
Каково же было удивление начальника курса, когда ему доложили о готовности курсанта Гришина к полётам. Мало кому удавалось за такой короткий срок освоить теорию и практику нового типа самолёта. Гришин – смог. И через 10 дней вылетел вместе со своей эскадрильей на первое учебное задание.
Для Виктора всегда был примером трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он научил многих лётчиков новой тактике ведения боя в годы войны. Хотя за своё самоуправство неоднократно сидел на «губе»: его наказывали за нарушение многочисленных лётных правил. Именно эти правила мешали побеждать врага в бою. И только в 1943 году к высшему руководству авиацией пришло понимание: лётчиков надо учить летать, как это делал Покрышкин.
Виктору посчастливилось получить из рук своего кумира диплом об окончании лётного училища.
Выпускники построились на плацу. Каждому курсанту Покрышкин вручал диплом, говорил тёплые слова. Виктор запомнил его мудрые глаза на всю жизнь. Покрышкин в это время возглавлял ДОСААФ. Из полуподвального он вывел общество на всесоюзный уровень. И держится этот уровень до сих пор благодаря работе, проведённой Покрышкиным. На таких людей всегда ориентировался в жизни Виктор Гришин.
Виктор остался работать в «Каче» инструктором. Занимался со своими курсантами не только в воздухе, но и даже тогда, когда играли в футбол. Тактику игры можно было применять в реальном бою: игрок – это самолёт, а мяч – это снаряд. Такие нестандартные занятия прославили Виктора как педагога. У него не было ни одного курсанта, отчисленного по причине служебного несоответствия. Такую же точно кадровую политику он проводил и на новом месте назначения в полку. А по окончании Военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина, став начальником Ейского авиационного училища, личным примером воспитывал и преподавателей, и курсантов. Вылетал на боевые задания. Выполнял их на «отлично». Стал лётчиком-снайпером, воздушным асом, освоившим все виды самолётов и вертолётов, в совершенстве владел тактикой боя.
У него в жизни всегда было много работы. Он никогда не сдавался. Не жалел себя. Казалось, пришло время уходить на пенсию и можно отдохнуть. Но не по душе это было ему, лётчику с большим опытом работы.
На его парадном тёмно-синем мундире было несколько орденов и медалей, полученных за участие в боевых операциях в разных странах, в том числе и на территории Афганистана. Тёмно-красной эмалью горел орден Красной Звезды. Заслуженный военный лётчик СССР мог бы ограничиться парадными выходами в свет в праздники, но не такой жизни хотел он себе.
Он хотел помогать людям дальше. Возглавил Совет ветеранов 4-й воздушной армии ВВС и ПВО. Стал организовывать для ветеранов различные мероприятия, ходил по школам, рассказывал о мужестве молодых лётчиц, которые в годы войны были вынуждены сражаться на самолетах По-2, обшитых перкалем. Это такая ткань, пропитанная специальным раствором. Её ещё называли авиационной пелёнкой. Немцы хвастались количеством сбитых По-2. Юные советские лётчицы, 18-летние девочки знали о трагической гибели своих подруг, но всё равно отправлялись защищать свою Родину. Об этом, к сожалению, в учебниках истории ничего не рассказывается.
В нескольких школах он сумел воплотить свою давнюю мечту – создал клубы юных лётчиков. За хорошую учёбу, примерное поведение и активное участие в проектах каждому ученику выдаётся медаль. На ней изображён боевой самолёт Су-35С, уходящий в небо. Удостоверение к медали тоже выдаётся. Вручение медалей имеет колоссальный успех в воспитании подрастающего поколения. Многие мальчишки и девчонки мечтают получить такую медаль. Виктор Владимирович приходит в те школы, которые открыты навстречу новым видам воспитания.
В чём же секрет такого творческого и физического долголетия?
– Надо все врёмя идти вперёд, не останавливаться, в чём-то опережать своё время и становиться от этого лучше. Нести добро людям, несмотря ни на какие препятствия. И тогда всё будет хорошо, – говорит Виктор Владимирович.
И эти слова – «всё будет хорошо» – становятся приоритетом не только для школьников. Для меня – тоже. Я не успеваю за Гришиным. Он так стремительно перемещается, что я, журналист с 24-летним стажем работы, просто диву даюсь. И, честно, иногда просто не могу поехать с ним в очередную командировку. О чём иногда крепко жалею. А он прощает меня, потому что учитель с большой буквы. Он учит прежде всего закаливать свой дух, свою волю. И в этом, очевидно, его жизненное кредо. Своей решимостью он окрыляет других. Мне тоже дал новое ощущение жизни. После родов я никак не могла вылезти на свет божий из своего тёплого домашнего мирка, где царили депрессия вместе с радостью. А Гришин звонил и говорил: «Надо ехать!» И я ехала. Пристраивала своего четырёхлетнего ребёнка к знакомым, вырывалась в поездки. А потом и дочь стала брать с собой. Ей генерал очень нравится. Она с гордостью рассказывает своим одноклассникам в школе, как впервые увидела вертолёт. А мальчишки тоже хотят видеть боевую машину и просятся поехать вместе с генералом в полк, где базируются «Ночные охотники».
Общение с молодёжью тоже даёт силы генералу. Он вместе с ребятами по-настоящему радуется жизни.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300