Чтение недели: с французским шармом
3 минуты
23 мая 2018
Французские новеллы имеют особенный вкус – как пирожные в дорогой кондитерской. Их сразу отличишь, даже если не знаешь авторства. Юмор, прозрачность, некая недоговорённость, любовь – и всё это в концентрированном формате малой прозы.  
«Я признаюсь»
Анна Гавальда, 2018
Цитата: «Я сидела у Самии, моей подружки. Поедала сладости, приготовленные её матерью, и наблюдала, как Самия укладывает свои волосы, прядочка к прядке, волосок к волоску. Это отнимало кучу времени. По сравнению с этой укладкой ношение паранджи выглядело явным освобождением женщин».
Анна Гавальда – немножко Амели Пулен. Даже самые прозаичные истории, самые скучные люди, самые банальные предметы становятся слегка волшебными, если она взглянет на них. Её герои – обычные, нелепые, немного наивные, но очень искренние. Но любовь автора и её тонкий, по-настоящему французский юмор чудесным образом преображают их. И вот сбивчивый монолог становится изящным лёгким рассказом, без морали и нравоучений. В новой книге их семь, все – от первого лица, и у каждого рассказчика свой голос и манера. Настолько разные, что совсем забываешь про писателя, а просто слушаешь и улыбаешься, переживаешь и киваешь всем этим людям. Людям, которые рассказывают о себе самое личное и надеются на понимание и любовь. И, похоже, не без оснований – сама Гавальда говорит, что все персонажи для неё не выдумка, а просто новые знакомые, из плоти и крови.
«Шёлковые глаза», сборник
Франсуаза Саган, первая новелла – 1975
Цитата: «Он ощущал в себе что-то неподвижное, мучительное и совершенно непоправимое. Он знал, что не сможет спросить у неё: «Это правда? Кто? Сколько времени? Почему? Как это закончится?» В сущности, он уже давно не говорил со своей женой. Возил её повсюду, кормил, занимался с ней любовью, но уже не говорил. И ему смутно казалось, что эти вопросы, при всей своей оправданности, были бы всего лишь знаком неуместной, вышедшей из моды, почти вульгарной нескромности».
Акварельные, размытые зарисовки о жизни совершенно разных людей. Любовные многоугольники. Измены, потери, ревность. Страсть искренняя и страсть за деньги. Герои с именами и без. Те же романы Саган, только чуть больше недоговорённости и чуть меньше деталей. Но, впрочем, даже по верхушке айсберга можно определить, как много всего скрывается под водой, какие трагедии или драмы там прячутся. У одних историй финалы абсолютно предсказуемые, у других – неожиданные, у третьих – открытые. И, конечно, присутствует свойственные Саган ненавязчивый психологизм и слегка горчащая ирония. Когда нет времени на длинные книги, но хочется не просто улыбнуться, как после новелл О. Генри, а задуматься, сборник Саган идеально подойдёт.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300