Кинопремьера недели: «Красавица для чудовища»
4 минуты
11 мая 2018
Кинопремьера недели: «Красавица для чудовища»
Режиссёр: Хайфа Аль-Мансур
В ролях: Эль Фаннинг, Дуглас Бут, Том Стёрридж, Бен Харди, Мейси Уильямс
16+
Не знаю, чем руководствовались прокатчики при выборе русского названия для фильма «Mary Shelley», но теперь можно только удивляться, почему этот вариант ещё не был использован ранее. «50 оттенков серого»? «Красавица для чудовища». «Джейн Эйр»? «Собор Парижской богоматери»? «Укрощение строптивого»? Все серии «Анжелики»? «Морозко»?..  И ведь не поспоришь. Но везение настигло именно кино про Мэри Шелли, вторую супругу английского поэта Перси Биши Шелли. Женщину, написавшую роман про одного странного учёного по фамилии Франкенштейн.
История любви 16-летней Мэри и 22-летнего Перси сегодня могла бы стать либо делом о растлении несовершеннолетней, либо историей про похождения золотой молодёжи в ночных клубах. В 19 лет Перси уже утащил из дома другую 16-летнюю девочку, дочь трактирщика, и женился на ней, вопреки семье. И вот спустя три года новый побег, с новой девочкой, от беременной жены. Уже потом первая жена покончила с собой. Но Франкенштейн уже возник на бумаге.
Новая девочка, Мэри – не дочь трактирщика. Её отец – философ Уильям Годвин, в начале XIX века считавшийся в Англии одним из самых парадоксальных умов страны. Он рано овдовел и дал своей дочери блестящее образование, разговаривая с ней как с равной. А потом появился странный поэт, проповедующий свободную любовь, увозящий куда-то свой трофей и предлагающий ей даже интимные отношения втроём, вместе со своим другом.
В этом фильме многое смешалось. Биография Мэри Шелли. Биография режиссёра – Хайфы Аль-Мансур, дочери поэта Аль-Мансура, приехавшей из Саудовской Аравии, где кино – грех, а женщина не может руководить людьми на съёмочной площадке. Только с 2018 года в стране были разрешены публичные кинопоказы. А для съёмок своего первого фильма «Ваджа» (про девочку, мечтавшую о велосипеде) Хайфе приходилось сидеть в вагончике и общаться с актёрами исключительно по радиосвязи. Любая женская попытка командовать мужчинами на улицах была бы опасна. Как и поездка девочки на велосипеде. Так что тут и не надо поминать слово «феминизм»: мы имеем дело с двумя людьми, с героиней и с режиссёром, для которых это не было модой, высказыванием или бунтом. Это было поиском лазейки в борьбе за выживание.   
Свою историю про Франкенштейна и оживлённое чудовище Мэри Шелли создаёт практически на спор. Сидели леди и джентльмены в швейцарском замке. Был дождь, все скучали. Лорд Байрон предложил что-то вроде конкурса: кто придумает лучшую историю о привидениях. А тут Мэри очень удачно приснился сон про человека, учёного, оживляющего случайно соединённые куски плоти. Это документально подтверждённая история, оставшаяся и в мемуарах участников, и в английской литературе.
Наверное, в нормальной, не накалённой «вайнштейнами» до истерии атмосфере, всё так бы и было. Тихо. Портрет Мэри Шелли кисти Ричарда Ротвелла в 1840 году показывает миру и Лондонской национальной галерее женщину средних лет с безупречной линией плеч и с уверенностью в красивых глазах. Вот уже 18 лет, как она стала вдовой – Перси утонул. Вот уже 22 года, как был издан «Франкенштейн». Она писала другие книги, хотя ни одна не стала настолько известной. Но в кино благородно и изящно старевшая вдова-беллетристка была не настолько нужна, и понадобились страсти-мордасти, оргии, демонизация Шелли и Байрона.
Вообще-то это очень интересный опыт: смотреть кино женщины-режиссёра, приехавшей из страны, где её отцу угрожали только из-за самого факта, что женщина стала режиссёром. Кино про историю классических английских поэтов и другую женщину, дочь философа. Английские поэты в кадре, кстати, все хороши как на подбор. Необходимая степень деградации в облике каждого актёра, изображающего поэта, присутствует. Все Шекспира играли, бедолаги, сонеты читали вслух. Но есть ещё биография Эль Фаннинг, младшей сестры Дакоты Фаннинг, которая своё детство провела на съёмках, играя очень востребованную (несколько лет назад) в кино девочку Дакоту. То есть у нас в кадре есть Дакота, а завтра нужен флешбек с маленькой Дакотой. Ура, Эль всегда приготовят родители.
Ещё Эль была принцессой Авророй в «Малефисенте».
И, конечно, это не самый неудачный выбор на кастинге для Мэри Шелли, если искать актрису, способную сыграть мучения, терзания, метания на кровати во время сна. Но Мэри Шелли в жизни своей очень надеялась на признание её умственных способностей. Это Эль Фаннинг сыграть не дано.
Сейчас можно составить цепочку: Мэри Шелли создала Франкенштейна, Франкенштейн в её книге создал чудовище, а чудовищем был для неё её собственный муж. Психотерапевты могут готовиться к бою.
 
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300