При подготовке к путешествию бесшабашность исключается
7 минут
01 мая 2018
Фото: Dmitry Rozhkov
Предки знаменитого путешественника по отцу были родом из архангельских поморов, по матери – из Бессарабии. Но родился и вырос он в Приазовье. Дед Фёдора был моряком и лично хорошо знал великого полярника Георгия Седова.
– Мой дед считал, что именно азовские рыбаки должны оправдать Седова, довершить начатое им, и внушал мне мысль о том, что я должен стать путешественником и дойти до Северного полюса. Я не возражал. Наоборот, с юности стал усиленно готовиться к походу. Купался в холодной воде, спал на сеновале. Больше всего привлекало море, морская стихия и романтика. Начитавшись Гончарова и Станюковича, Жюля Верна и других маринистов, я в 15-летнем возрасте совершил свой первый поход – на гребной лодке пересёк Азовское море.
Федя преуспевал во всех видах спорта, которыми увлекался, – а сфера его интересов с раннего детства была очень широкой. Он научился хорошо плавать, глубоко нырять, ходить на шлюпках на вёслах и под парусом. К дальним походам Фёдор готовил себя с детства. И с юных лет он знал: настоящий путешественник должен быть человеком разносторонне образованным и обладающим множеством разных навыков и даже профессий.
Фёдор окончил Одесское мореходное и Ленинградское полярное училища, получил специальности штурмана-навигатора и судового механика. Позже получил образование как юрист и художник, а также обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
При первом знакомстве Фёдор Филиппович производит впечатление человека очень простого и даже простоватого. Это впечатление усиливают его манера говорить и проскакивающие словечки типа «тожеть», «ходют», «опасненько» и т. д. Но чем больше с ним общаешься, чем больше убеждаешься в обратном. Беседу с Конюховым постоянно прерывают звонки сразу на несколько телефонов, подбегающие к нему помощники и секретари. И Фёдору постоянно приходится с ходу решать самые разнообразные вопросы: условия растаможки тех или иных грузов, въездные визы, авторские права, внесение конструкционных изменений в лодку, где взять воздушный шар, лыжи и многое другое.
Отечественные и зарубежные специалисты считают Фёдора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников. В его активе около 40 разнохарактерных походов, в том числе и по горам. Он совершил восхождения на горные вершины всех континентов Земли. На это ушло пять лет настойчивого труда.
С возрастом Фёдор Конюхов стал отдавать предпочтение одиночным экспедициям.
– Нет ничего хуже и страшнее, чем приходить с вестями о гибели своего товарища к его родителям или вдове, – объяснил он нашему корреспонденту. – Но, с другой стороны, когда идёт групповая экспедиция, каждый её член отбирается по определённой узкой рабочей специализации. А когда идёшь один, приходится осваивать множество профессий. Вот и сейчас, в свои 66 лет, при подготовке к экспедиции мне приходится не только заниматься разнообразными физическими упражнениями, но и изучать разные науки, ремёсла, вникать в устройства новейшей электронной аппаратуры.
– А с годами в минуту опасности человек становится более осторожным или бесшабашным?
– В период подготовки бесшабашность исключается. Но, с другой стороны, каждый фактор невозможно продумать. Потому подобные мероприятия и называются авантюрами, что невозможно абсолютно всё учесть. Но все эти неожиданности добавляют интереса и азарта.
– Какова максимальная длительность морского путешествия была у вас, когда вы не видели суши среди моря?
– 224 дня. Я вышел из Сиднея, обошёл земной шар, пересёк экватор и вернулся в Сидней. Путешествие было в режиме нон-стоп, то есть без захода в порты и без пополнения запасов.
– Это было самое тяжёлое из ваших путешествий?
– У меня было шесть одиночных кругосветных плаваний. Это было первое моё кругосветное путешествие. Но я бы не сказал, что заходы в порты сильно облегчают путешествия. Иногда лучше и безопаснее обойтись без них.
– В СМИ сообщали, что из истории покорения Эвереста это удалось лишь двоим людям старше вас.
– В уходящем году я покорил Эверест и сделал это в возрасте 60 лет. Так что авторы допустили неточность. Это только из россиян были двое старше меня – Шатаев и Чёрный. А иностранцев довольно много.
– В предыдущем интервью вы рассказывали про женщину, которая после покорения Эвереста не могла вспомнить имена мужа и сына.
– Главное – она вернулась живой, а мужа когда-нибудь вспомнит. Ну а если серьёзно рассуждать… Да, физические нагрузки на Эвересте очень тяжёлые, особенно на фоне кислородного голодания. Но нервные клетки не настолько интенсивно там отмирают, чтобы это стало тенденцией и угрожало умственным способностям альпинистов. Большинство покорителей Эвереста остаются практически здоровыми людьми. Иначе некоторые из них, и я в том числе, не стали бы покорять Вершину мира повторно.
– А как вы тренировались перед последним своим походом на Эверест? В 60 лет!
– Бегал трусцой. Темп сохранял невысокий, но пробежки были длительные. Обычный темп – 54 км за 7 часов. Иногда получалось быстрее. Много выполнял различных упражнений на силу и выносливость. Например, подтягивался на перекладине. В прошлом году мой рекорд – 27 раз (в 64 года! – «АВ).
– А перед океанскими путешествиями как тренируетесь?
– Купил тренажёр, имитирующий вёсельную лодку. А уже месяца за два до начала путешествия через Тихий океан регулярно тренировался непосредственно в этой лодке – её уже начали строить. По ходу моего перехода через Тихий океан и мой организм действовал совсем не так, как обычно на суше. Мышцы рук постоянно работали – порой на сон в течение суток у меня уходило лишь два часа плюс несколько коротких перерывов. А некоторые другие мышцы у меня почти атрофировались. Например, ноги – в процесс перехода я ведь не ходил: или сидел на вёслах, или ползал по лодке. Так что, когда я вышел на берег в Австралии, едва переставлял ноги.
– Ритм работы рук при гребле разный?
– При ясной погоде, особенно при штиле, эффективнее грести длинными вёслами. А при сильном волнении приходилось переходить на короткие.
– И всё же ваш универсализм удивляет…
– Я часто слышу такие слова в свой адрес – «ни с того ни с сего». Это совсем не так. Ни с того ни с сего у меня никогда не бывает. К любой своей экспедиции я готовлюсь очень тщательно. А потому как в последнее время я чаще путешествую в одиночку, то мне в той или иной степени приходится осваивать все виды работ и навыков, которые неизбежно приходится выполнять. Конечно, наша цивилизация имеет тенденцию переходить ко всё более узкой специализации. Но мне приходится выполнять функции механика-ремонтника, штурмана, связиста, медика и многие другие. Конечно, было бы эффективнее набрать большой экипаж, в котором каждый – узкий и высококлассный специалист в каком-либо из необходимых в путешествии навыков. Но в том-то и дело, что я – путешественник-одиночка. Из недавних путешествий только в Гренландию через Северный полюс я ходил вместе с Виктором Симоновым – он великолепный специалист по ездовым собакам и в смежных с этим делом профессиях. Так что и после 60 мне не стыдно учиться у людей, которые являются великими профи в своих сферах деятельности. У Симонова я перенимал тонкости управления ездовыми собаками, у Ивана Меняйло – навыки воздухоплавания.
– К каким проектам вы сейчас готовитесь?
– В ближайшие два года мне предстоят длительные плавания на вёсельных лодках и рекордные по высоте полёты на воздушных шарах. Как ни печально, навыки воздухоплавания я буду тренировать в Германии и Австралии, потому что там получается дешевле, чем в России. И ещё какую-то подготовку пройду в Англии, где изготавливают шар для моего перелёта. Много времени уйдёт на изучение воздушных потоков на разной высоте, особенно в тех местах, где предположительно пройдёт мой перелёт. Это очень важный фактор. Вот недавно при пересечении Тихого океана на лодке я тщательно изучил все ветры и особенно течения, и это во многом мне помогло. Этим я занимался в течение последних 11 лет. А скорости воздуха на разной высоте значительно больше, чем океанской воды, так что этот фактор в значительной мере скажется на успехе грядущего перелёта.
– Сколько лет ещё собираетесь посвятить экстремальным круизам?
– Пока будет позволять здоровье. Мои планы расписаны на пять лет вперёд. Дело в том, что некоторые проекты занимают много времени по разработке и изготовлению оборудования, решению каких-то юридических вопросов, переговоров с представителями посольств и правительств разных стран, через территорию которых будут проходить мои маршруты. Конечно, некоторые проекты по ходу подготовки к ним постоянно корректируются, потому что точно всё заранее предусмотреть невозможно.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300