Как составить резюме
5 минут
20 марта 2018
Не секрет, что поиск работы в современном мире начинается с грамотно составленного резюме. Именно оно может устроить вас - в любом возрасте - на работу мечты. Но при составлении нужно учесть несколько нюансов.
Прежде всего надо понять, что из себя представляет резюме. Некоторые его воспринимают как расширенный вариант трудовой книжки или аналог автобиографии, которая была распространена в советское время. Но это не так. К резюме надо подходить как к инструменту, который вас будет продавать, как бы неприятно это ни звучало. Именно тут и кроется первый подводный камень.
Так что, составляя резюме, держите в голове мысль о себе как о супертоваре. И описать себя надо так, чтобы с руками оторвали. Знаете, шутка такая есть: составил резюме – и расплакался: какой я замечательный, жалко такого человека на работу отправлять.
Думаю, уже понятно, что скучное повторение перечня мест работы из трудовой книжки тут не годится. Надо подходить совсем иначе – как при рекламе товаров. А именно: нужно написать, что уникального именно в вас. Почему именно вас должны взять на работу. Что вы знаете или умеете такого, что решит проблемы конкретного работодателя.
И вот в этом месте встречается второй серьёзный подвох. Зачастую в резюме пишут то, что кажется важным и интересным самому соискателю. Но, увы, это сильно отличается от того, что интересно потенциальному работодателю.
Самое первое, на что упирают люди старшего возраста при поиске работы, – это на свой опыт: «Я проработал на заводе 30 лет, на одном месте», «У меня стаж – более 20 лет в отрасли», «Я – ветеран труда!» Это всё хорошо, конечно, но в таком контексте имеет значение для Пенсионного фонда и назначения пенсии. Но не для устройства на работу.
Потому что дальше вам зададут вопрос: ну проработали вы 20, 30, 40 лет в отрасли или на одном месте – и что? Чем это может быть интересно именно нам, в нашей организации? Само по себе число отработанных лет никого не впечатляет уже давно. Это в Советском Союзе стаж воспринимался как некое достижение. А сейчас сильно акцентировать внимание на количестве трудовых лет не стоит. Акцент надо сделать на качестве. Как? Покажу на примерах.
Если вы, допустим, водитель, то не надо писать, что стаж работы – 20 лет. Напишите, что у вас 20 лет безаварийной езды. Или, если вы работали личным водителем, расскажите о том, что за эти 20 лет вы научились находить язык с любым пассажиром, а ещё лучше – опишите пару непростых ситуаций, с которыми вы справились, не называя имён.
При наличии у вас 30-летнего стажа работы бухгалтером эффект может произвести тот факт, что вы, например, прошли 10 камеральных проверок без штрафов по их окончании.
Если у вас 40 лет стажа в какой-то отрасли, то расскажите, что вы за эти годы наработали личные связи со знаковыми фигурами этого сегмента. Или понимаете специфику до такой степени, что можете организовать процессы новому работодателю, сэкономив ему деньги.
Понимаете? Тогда ваш стаж и опыт превращаются из обузы в преимущество. Только хочу вас предостеречь: есть пара моментов, о которых писать точно нельзя.
Первое – нельзя писать заведомую ложь. Если у вас были аварии или штрафы, то не надо врать в резюме про безаварийную езду и проверки без санкций. Пишите про себя только реальные вещи. Пусть не такие масштабные, но «правду, только правду и ничего, кроме правды».
Второе – не надо рассказывать, что вы что-то можете лучше компьютера. Например, что можете обойтись без навигатора, потому что знаете город наизусть. Или что можете на бумажке всё посчитать без новомодных программ. Во-первых, в наш компьютерный век такие вещи сразу воспринимаются скорее как отсталость, неумение пользоваться цифровыми средствами, а значит, недостаточная квалификация и профессиональная компетентность.
Как быть, если хвалить себя вы совсем н умеете и ничего такого выдающегося вы за собой не замечаете? Попросите своих коллег, бывших коллег, начальников, клиентов, друзей, родственников рассказать о вас как о профессионале.
Когда выяснили, что в вас такого, что можно предложить на рынке труда, садитесь за резюме. Что там должно быть, по порядку.
  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Ваше фото. Обязательно и на любую позицию. Сейчас сложилась такая практика, что резюме без фото не рассматривают вообще. И не только на должность секретаря. Фото должно быть деловым. Ни на даче, ни на корпоративе, ни в отпуске не подойдёт. Идёте специально в хорошее фотоателье и просите фото для резюме.
  3. Номер телефона и электронная почта.
  4. Ваше образование.
  5. Описание ваших сильных качеств – те самые преимущества, которые вы о себе выяснили.
  6. Перечень мест работы.
Вот на последнем пункте давайте остановимся чуть подробнее.
Во-первых, наверху должно быть последнее или, если ещё работаете, текущее место работы. А ваше первое место, соответственно, окажется в самом низу. Но подумайте, есть ли смысл расписывать все места работы, если их за вашу карьеру было много. В идеале резюме должно быть на страницу, максимум – две. Так что совсем старый опыт обозначьте кратко.
Во-вторых, не надо перечислять ваши служебные обязанности из должностной инструкции. По каждому месту работы вы должны указать в общих словах свой функционал и, самое главное, что вы делали полезное с точки зрения работодателя. Желательно в цифрах.
Например: с января 1998-го по август 2009-го был начальником отдела качества. За этот период снизил количество брака на 25%.
Таким образом, в вашем резюме будут конкретные факты, которые как раз и могут заинтересовать работодателя. Ну и, конечно, не забудьте об общей грамотности, чтобы не портить хорошее впечатление.
Но если у вас есть правильное, продающее вас резюме – полдела сделано. Можно приступать к поиску вакансий и рассылке резюме с сопроводительным письмом. Но это уже темы для отдельных бесед.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300