Цитата: «Чуть позже приходит папа, и они сидят втроём, болтают о ерунде, как самая обычная семья: отец рассказывает анекдоты, мама смеётся, и не потому, что она должна смеяться его шуткам, а потому что анекдоты и в самом деле смешные. Впервые за долгое-долгое время Оля позволяет себе расслабиться».
Мужчина в доме традиционно – глава семьи, опора и защита. Но как быть, если он же – и главный, самый жестокий враг? Тема домашней тирании существовала всегда, но при этом стыдливо пряталась в тени. Впрочем, иногда о ней всё же заговаривали.
Елена Михалкова
«Нет кузнечика в траве», 2018
«Нет кузнечика в траве», 2018
Детективы Михалковой любят не только за закрученные сюжеты, но ещё и за психологизм, тонко подмеченные особенности человеческого поведения, меткие наблюдения. За тонкий юмор. За героев, главных и второстепенных – таких настоящих, что, кажется, знаешь их лично. Правда, главного героя этой книги не очень бы хотелось встретить в жизни. Обаятельный красавец и прекрасный семьянин на поверку оказывается бездушным и жёстким циником. И даже через много лет после собственной смерти он не оставляет собственную дочь в покое. Здесь есть всё: детские воспоминания героини и семейная трагедия её мягкой и доброй матери, маленький провинциальный городок, задыхающийся от скуки, легенды греческого острова, проклятый дом и даже ведьма. И столь любимые читателями парочка детективов, которые сведут все концы и распутают все узлы. А ещё – настолько точное и достоверное описание психологии жертвы домашней тирании, после которого вряд ли у кого-то повернётся язык сказать: «Сама виновата».
Арчибалд Кронин
«Замок Броуди», 1931
«Замок Броуди», 1931
Цитата: «А мне его не жалко. Он сам давно подготовил своё несчастье. Чего я не выношу в этом человеке, так это его дьявольской, угрюмой гордости, которая растёт и растёт, несмотря ни на что. Она у него вроде болезни. И гордость-то глупая, бессмысленная. Если бы он мог посмотреть на себя со стороны, он стал бы поскромнее».
Каменный прочный дом Джеймса Броуди – настоящая крепость. Тюремная – если увидишь его несчастных подавленных домочадцев. В этом доме некогда красивая и весёлая жена превратится в жалкое запуганное существо, весь смысл жизни которого – угодить мужу, вовремя сварив кофе и сэкономив на всём, на чём только можно. Пусть даже тот морально калечит и всячески унижает старшего сына и выгоняет в грозу беременную дочь – супругу нельзя возражать. Ведь плохо будет, если Броуди прогневается. Впрочем, симпатия тирана ещё хуже его ненависти или презрения. Любимице отца, смышлёной малышке Несси, в итоге придётся хуже всех остальных. Но даже это не обуздает ненужную, неуместную и ничем не обоснованную гордыню разорившегося торговца шляпами Броуди. Реализм Кронина – безжалостный, хоть и сдержанный, и очень убедительный. Настолько, что ещё несколько дней после прочтения мысленно произносишь отповедь главному герою.