«Молодость продлевают личный выбор и воля человека»
9 минут
23 января 2018
Отчего люди преждевременно стареют? Что продлевает жизнь и личную молодость? В каком возрасте надо начинать сопротивляться старению? На эти и другие вопросы, касающиеся активного долголетия, «Активному возрасту» ответил президент Геронтологического общества при Российской академии наук, член-корреспондент РАН, профессор Владимир АНИСИМОВ.
– Владимир Николаевич, почему некоторые люди стареют преждевременно? В возрасте, когда человек, казалось бы, должен быть ещё здоров, полон сил и энергии, он вдруг сдаёт позиции.
– Как правило, это происходит из-за неблагоприятных условий окружающей жизни и безразличного отношения к себе. В эпоху экономических кризисов многие, в том числе и достаточно молодые люди, начинают стареть гораздо раньше, чем это предусмотрено их генетикой. Это реакция на психологический стресс. Сегодня в России можно нередко встретить 25-, 30-, 35-летних «старичков» – по паспорту ещё вполне юных, но по биологическому возрасту уже преждевременно дряхлеющих. Причин тут масса: невостребованность на рынке труда, злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочный образ жизни и, как следствие, депрессия.
– Ещё 1970-х годах советский учёный-геронтолог и автор книги «Большие биологические часы» Владимир Дильман утверждал, что в особом отделе головного мозга гипоталамусе находятся своего рода «биологические часы» и у каждого человека они идут со своей скоростью. И от этого, мол, зависит старение организма.
– Ряд учёных вслед за Дильманом считают, что старением управляет гипоталамус – нейроэндокринный центр в глубине мозга, регулирующий метаболизм, рост тканей и репродуктивные функции. Не исключено также, что «биологические часы» находятся в другом отделе мозга – шишковидной железе (эпифизе). Но по большому счёту, где именно они «тикают», не столь важно. Главное – что у каждого из нас, так же как и у каждого поколения людей, действительно свой биологический возраст. И иногда он значительно отличается от календарного…
Для того чтобы определить его, используются специальные методики – их около 40. Это физиологические, психологические, ментальные тесты: например, сила сжатия кисти, артериальное давление, вес тела, уровень глюкозы после нагрузки, острота зрения и слуха, толщина морщин и других складок кожи, работоспособность и тому подобное; способны ли вы пробежать дистанцию по бегущей дорожке, проехать на велотренажёре, проплыть в бассейне… Хотя на самом деле человеку столько лет, на сколько он выглядит, как себя чувствует, каков его жизненный ресурс. Долголетие – это судьба, но не в привычном для нас смысле. Под судьбой я понимаю генетику, которая предопределяет, правда, только 35% продолжительности жизни. Гены переходят к нам от предков, а остальное зависит от влияния окружающей среды и от самого человека.
Ещё во второй половине прошлого века выяснилось, что некоторые нейротропные препараты способны продлевать жизнь – но максимум на 40%. Дольше, к сожалению, не получается. Невозможно отменить законы термодинамики и биологические законы бытия. Некоторые учёные мечтают отменить программу старения, но, увы, до сих пор никому это не удавалось. Видимо, мы не можем тут быть сильнее природы.
– Замечено, что с возрастом «биологические часы» почему-то идут всё быстрее и быстрее. У детей время тянется, а у пожилых людей – просто летит.
– На этот счёт есть сравнение, которое мне симпатично. Для трёхлетнего ребёнка один год – это одна треть его жизни. И, соответственно, всех событий в его жизни. А для 70-летнего человека – всего лишь одна семидесятая. Вот почему течение времени у пожилых иное, чем в молодости. Это такая математическая шутка. Она мало что объясняет, но любопытна.
– По международным нормам люди в возрасте, скажем, 55 лет – ещё молодые, в 65 лет – пожилые, и только в 75 – уже старые. А как считаете вы?
– Старость подкрадывается незаметно. У неё нет определённого начала. Хотя критические точки есть. Считается, например, что она начинается, когда наступает менопауза. С точки зрения эволюции организм, который выполнил свою репродуктивную функцию, природе уже не нужен и поэтому выбраковывается. Первые признаки этого – когда человек больше устаёт, хуже переносит нагрузки, теряет адаптационные способности, у него снижается работоспособность. Но всё это, разумеется, очень индивидуально…
Говорят, что в нашем веке изменились сами представления о старости: два-три столетия назад 60-летние люди считались глубокими стариками, а сегодня многие из них просто зрелые люди. Про Льва Толстого говорили: «Крепкий старик лет пятидесяти». А у 16-летнего Пушкина читаем: «В комнату вошел старик лет 30…» (Это был Карамзин.)
Представления о старости будут меняться с увеличением продолжительности и качества жизни. Процесс старения замедляется, потому что уровень жизни в развитых странах стал существенно выше. В Японии и Скандинавии показатель её ожидаемой продолжительности – уже 85 лет. А, скажем, на Сардинии 65 лет – это ничто, мальчишка. Там очень много 100-летних людей, и вообще на этом острове люди живут очень долго. Причины – генетика и микроклимат. В Японии, на Окинаве, – то же самое. И что самое интересное: количество 90-летних и 100-летних людей стало увеличиваться по всему миру. К примеру, число 100-летних в развитых странах удваивается каждые 10 лет. А что будет дальше?
Демографы из Австрии подсчитали, что старость начинается за 15 лет до смерти. А именно – в 75 лет, как вы правильно заметили. Медицина, питание, образ жизни заметно омолодили современных пожилых людей, которые чувствуют себя гораздо лучше своих сверстников, живших ещё полвека назад. И выглядят они моложе. Да и жить в среднем стали дольше. Поэтому среднюю дату наступления старости на душу населения можно отодвинуть ещё дальше. А чтобы причислить человека к категории «старик» или «старушка», нужно смотреть не на его календарный возраст, а на то, сколько лет он ещё может прожить. Можно сосчитать, например, сколько лет украдено у человека болезнью. Кроме того, оказывается, что работники некоторых профессий живут меньше, а некоторые больше: на продолжительность жизни влияют профессиональные заболевания. Например, ускоренное старение выявлено у водителей тяжёлых грузовиков, особенно у тех, чей рабочий стаж – 20 и более лет. А также у медсестёр, хирургов, анестезиологов и тех медиков, которые должны регулярно дежурить по ночам.
В России формально приняты те же самые критерии, просто у нас многие не доживают до старости, а с 60 лет ты уже фактически человек пожилой. Но если всё-таки дотянул до 65, то вероятность дожития до 75 примерно такая же, как в Европе.
Можно, конечно, считать и судя по фактическому здоровью людей, то есть по изношенности организма. Как известно, у нас мужчины изнашиваются гораздо раньше: больше пьют и курят, кое-как питаются, испытывают огромные нагрузки и стрессы. Психология и моральное состояние тут имеют решающее значение: подавленность, бесперспективность, отсутствие целей, разочарование тоже ведут к ускоренному старению. Не лучшим образом сказываются на ситуации и обстоятельства ухода на пенсию: зачастую работодатели просто выставляют пожилых людей за дверь, и больше работы им не найти. В то же время посмотрите на бодрых зарубежных старичков и старушек, которые приезжают к нам из Европы, – они, как правило, прекрасно выглядят.
– Что продлевает жизнь?
– Прежде всего – личный выбор и воля человека. Вы никогда не задумывались, почему одни люди смиряются с судьбой, а другие продолжают бороться за себя, за качество своей жизни? Что это – свободный выбор или судьба? Каждый решает сам, заниматься разумным спортом, образованием либо пить водку и погибать, не дожив до 45 лет. И если ты живёшь в плохих условиях, не имеешь образования, работаешь на каком-нибудь очень вредном, неквалифицированном производстве, это твоё собственное решение.
Всё это не шутки, а зачастую игра с огнём. Например, известно, что у людей, которые чувствуют себя моложе своего реального возраста, снижен риск смерти: внутреннее ощущение молодости и оптимизм создают защитный эффект, не дающий раньше срока уйти из жизни.
Главное в продлении личной молодости – образ жизни, моральный настрой и воля. Многие пожилые люди живут активно исключительно на силе воли, и это помогает им сохранять бодрость тела и духа в любом возрасте. Так же как, например, и в паралимпийском движении, где инвалиды занимаются спортом мирового уровня. Тут влияет многое: суточный ритм, диета, наличие канцерогенов в пище, уровень доходов, среда обитания, установка на здоровую жизнь и даже то, горит ли ночью свет в вашей спальне. Например, оптимизм как качество характера меняет в организме ключевые настройки: устойчивость к болезням, адаптацию к изменениям окружающей среды, переменам психологического и экономического климата. Известно, что оптимисты и гедонисты живут дольше.
 Способствуют долголетию всё те же факторы: образование и образ жизни. Однако надо продлевать не жизнь вообще, а трудоспособность и интерес к происходящему. Смысл тут не в отодвигании границы жизни, а в том, чтобы человек как можно дольше чувствовал себя востребованным, не дряхлым, полным сил. Это идея активного долголетия – когда люди достигают пожилого возраста, не теряя своих прежних способностей, во всяком случае интеллектуальных.
Известно, что высокий уровень образования прибавляет годы: человек, который окончил только начальную или среднюю школу, живёт в среднем на шесть лет меньше, чем окончивший университет или колледж. На протяжении более 100 лет существования Нобелевской премии средний возраст лауреатов непрерывно увеличивался: средняя продолжительность жизни у нобелевских лауреатов выше, чем у академиков; у академиков, в свою очередь, выше, чем у профессоров, – и так далее.
Работоспособность поддерживает интерес ко всему происходящему. В России, например, сегодня много действующих учёных почтенного возраста – за 80 и 90 лет. Есть такие люди и у нас в институте. Например, профессор, которому 87 лет. Он не руководит лабораторией, ему это уже не нужно, но свой опыт и знания передаёт другим сотрудникам, пишет научную книгу. На Западе – скажем, в Германии – в 65 лет учёного в обязательном порядке отправляют на пенсию. Он не может занимать руководящую должность, но ему, если захочет, могут оставить кабинет, лаборантов, компьютер, он может быть консультантом на кафедре или в НИИ. И чем дольше он трудится, тем дольше живёт. В этом смысле старения нет: пока мы работаем, мы духом молоды.
И вообще человек должен трудиться, пока он может, ведь, как известно, занятия трудом, тем более любимым, поддерживают интерес к жизни. От любимого дела не устаёшь. Особенно если труд получает общественное признание и человек чувствует, что востребован.
– В каком возрасте пора сказать себе: «Всё, пора включать второе дыхание»?
– Чем раньше человек начнёт сопротивляться возрасту, тем лучше. А начинать профилактику преждевременного старения надо уже лет с 30. Но при этом помнить, что прожить, скажем, до 200 лет нереально, как бы мы ни старались. Это несбыточные мечты. И медицинская наука тут ничем не поможет. Главное – это не сколько жить, а как именно.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300