Чтение недели: неожиданная версия
3 минуты
17 января 2018
Классика актуальна во все времена, учили нас в школе. Настолько, что даже столетие спустя вдохновляет на новое прочтение, исследование и расследование описанной истории.
Пьер Байяр
«Дело собаки Баскервилей», 2017
Цитата: «Странным образом сыщик с доктором, расследующие преступление, а с ними и читатель постоянно отказываются от более простых объяснений и фактов в пользу объяснений фантастических».
Саму повесть Артура Конан Дойла помнят, наверное, все – хотя бы примерно. Старинный род, древнее проклятие, ужасный светящийся пёс и вой на болоте. Убийца – не дворецкий, но хитроумный и коварный сосед по имени Джек Стэплтон. Благодаря Холмсу и Ватсону дело раскрыто, справедливость восстановлена, а преступник без вести пропадает среди тех самых болот.
Вот только автор книги, французский публицист Пьер Байяр с этим абсолютно не согласен. Поэтому берётся за собственное расследование, ироничное и парадоксальное. Никаких домыслов – только факты, взятые из самой книги. На них-то он и предлагает взглянуть иначе. Потому что сестра Джека ведёт себя совсем не как сестра, обвинения – необоснованны, а сами сыщики – всего лишь пешки в руках организатора преступления. Всё это напоминает оптическую иллюзию, когда смотришь на рисунок – и в одно мгновение изображение старушки превращается в портрет юной девушки. А убийцей оказывается тот, от кого меньше всего ждёшь подвоха.
Борис Акунин
«Чайка», 2000
Цитата: «Это должно быть невыносимо – красное на зелёном. Почему ему непременно нужно было стреляться на зелёном ковре? Всю жизнь – претенциозность и безвкусие».
«Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…» – казалось бы, у кого могут возникнуть вопросы к финальной фразе пьесы Чехова. Разве что у Григория Чхартишвили. Именно он начинает игру – развивает версии, в которых убийцей становится кто-то из героев. И оказывается, что у всех, буквально у всех были для этого десятки мотивов. Конечно, это не поиски сенсации, а всего лишь литературный эксперимент. На глазах у изумлённого читателя пьеса Чехова превращается в первосортный детектив. Что только не предъявляют бедному Константину Григорьевичу! Нина желала спасти Тригорина, Маша мстила за поруганную любовь, её муж сходил с ума от ревности. А Дорн и вовсе представлял интересы Общества защиты животных и не мог простить убитой чайки. Занавес.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300