Кинопремьера недели: «Движение вверх».
Режиссёр: Антон Мегердичев.
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Джон Сэвидж.
6+
Категория «фильмы про спорт» не является самой яркой в кинематографе. Всё слишком предсказуемо: сперва кто-то слабенький проигрывает, потом долго и упорно тренируется, обретает уверенность в себе и побеждает в бою с признанным, титулованным чемпионом. И, поскольку история спорта состоит именно из побед и поражений, почти про каждого триумфатора можно написать такой сценарий. Чем же отличается здесь «Движение вверх»?
На первый взгляд, отличий немного, но финальный баскетбольный матч на мюнхенской Олимпиаде 1972 года вошёл в историю не только потому, что кто-то кого-то победил. И не потому, что на площадке встретились США и СССР в разгар холодной войны. А почему ещё – не скажу, поскольку, если вы удержитесь и не найдёте заранее информацию в интернете, то испытаете в зрительном зале весь спектр чувств болельщика, для которого игра происходит «здесь и сейчас», не в записи и не в киноверсии.
Завязка: в баскетбольной сборной СССР меняют тренера. Вместо Александра Гомельского приходит Владимир Гаранжин (на самом деле – Владимир Кондрашин, но авторы кино тут подстраховались). Новый тренер неудобный, не умеющий нормально контактировать с людьми, настойчивый. Игроки принимают его без энтузиазма, что объяснимо, но, поскольку эту роль играет Владимир Машков, всем понятно: стерпится-слюбится. Ещё у Гаранжина есть сын-инвалид, которому нужна операция за рубежом. И, стало быть, необходимы деньги, связи, разрешение на выезд и обмен большого количества валюты. Значит, нужна победа. И какой ценой?
Вообще-то, вспоминая сейчас этот фильм, я ловлю себя на том, что два с половиной часа смотрела на команду больных или просто ненадёжных людей. У кого-то была редкая болезнь сердца, у кого-то – серьёзные проблемы с коленом. Один вообще со зрением в минус четыре с трудом видел мяч. Другой на Западе собирался попросить политического убежища. И контрабанду все тащили из-за границы массово. Но количество недугов и проблем как-то переросло в качество, заинтересовало, а потом начался Матч.
Мои родители рассказывали мне про эту легендарную игру. Полагаю, и родители многих американцев тоже рассказывали своим детям про Олимпиаду-72, но в другом ключе. И вот сейчас, очко за очком, секунда за секундой, прокрутить у нас перед глазами подробную реконструкцию матча… Заставить следить за тем, как летит мяч, как меняются цифры на табло, как актриса-комментатор повторяет слова, уже сказанные 45 лет назад Ниной Ерёминой… Да, всё в кино слишком красиво снято, слишком правильно сделано, без шероховатостей и пыли, с предсказуемыми методами, помогающими открывать слезоток. Но когда в обычном кинотеатре в конце сеанса раздаются аплодисменты, это дорогого стоит.
А раздались они, когда на экране появилась фотография той самой команды СССР. Настоящей, из Мюнхена в 1972 году.