Необычные музеи для заезжих ротозеев
7 минут
19 декабря 2017
Старинному городу Угличу Ярославской области – более тысячи лет. Ему есть что показать в своих музеях! Однако здесь работают музеи и не вполне обычные, краеведческие, основанные не по указке сверху, а по инициативе обычных граждан, угличан. В них и побывал наш корреспондент.
Хоть залейся!
На втором этаже Музея «Библиотека русской водки» (билет на вход стоит 300 рублей) подвыпивший дядька с розовой плешью и аккуратным брюшком безуспешно уговаривал девушку-экскурсовода в кокошнике продать ему бутылку водки. Не простую, а китайскую, под названием «Три дракона» – с настоящей заспиртованной коброй внутри. Этот турист клялся, что такого не видел даже в Китае, который «облазил вдоль, поперёк и наискосок». Потрясая туго набитым бумажником, он предлагал за вожделенную ёмкость с земноводным любые деньги. Девушка смущалась под его перегарным натиском и слабо возражала в том смысле, что экспонаты не продаются…
А вокруг, за стёклами стеллажей, рядами повзводно и поротно, выстроились разнокалиберные бутылки, считай, со всей России и сопредельных стран. Самое смешное, что точное количество сортов водки, выставленной сегодня в музее, не знает даже его администрация. Говорят только, что «больше тысячи». И чего тут только нет! Изобретательный у нас народ на всякого рода словесные выверты. А уж на водке позубоскалить – святое дело!
Тут вам и «Особенности национальной охоты» четырёх сортов с бессмертным Кузьмичом на этикетках. 26 видов давно исчезнувшей водки «Довгань». А также: «Родник», «Триумфальная», «Царь-водка», «Аврора», «Степаныч», «Градус», «Добрыня», «Чекистская», «Лось»…
«Беломорканал» с до боли знакомым по одноимённым папиросам изображением. «Гражданская оборона» с изображением противогаза. Водочка с двусмысленным названием «Московские хроники» и лозунгом на этикетке «Любовь с первого взгляда приходит после второй бутылки». Есть, разумеется, и «Угличская». «Беспохмельная» из Владимира, а рядом с ней почему-то – пачка «Антипохмелина» (для тех, кто умудрился и «Беспохмельной» перебрать?). Но самая оригинальная, пожалуй, «Директорская» – в виде портфеля бюрократа средней руки с торчащим из него бутылочным горлышком. Видное место в экспозиции – целый стеллаж! – отведено трём десяткам сортов «Смирновской». Оно и понятно, ведь Петр Смирнов, основатель всемирно известной водочной империи, – уроженец Углича.
Голландские туристы-пенсионеры, забредшие по случаю в музей, взирали на это великолепие печальными глазами. Судя по всему, сокрушались, что ЭТОГО им уже никогда не попробовать – здоровья не напасёшься.
На первом этаже румяная красавица в русском сарафане всячески улещивала меня продегустировать хотя бы медовуху местной винокурни. Заманчивое, конечно, предложение… Но с раннего утра – не совсем приличное.
А уже надегустировавшийся дядька всё не оставлял попыток купить себе китайскую змею в 40-градусной заливке. Ставка росла, и к моему уходу достигла 5800 рублей.
Из указа Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях имеющем»:
«Гостю надлежит быть мыту старательно, бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урону не нанести. Зелья пить вволю, ежели ноги держат. Лежачему не подносить, дабы не захлебнулся, хоть бы и просил.
Упитых складывать бережно в сторонке, дабы не повредить и чтобы не мешали танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься».  
Хорошо сидим?
На пороге Музея-экспозиции тюремного искусства «Запретная зона» встретила хозяйка – улыбчивая дама в армейском кителе с погонами капитана внутренних войск:
– Входной билет – всего 100 рублей – и пожалуйте на нары!
Оригинальное радушие, нечего сказать!..
Организовал музей в 2004 году молодой угличский адвокат Алексей Лотков. Идея пришла неожиданно, и он осуществил её в рамках однокомнатной квартиры обычного жилого дома. Бывшим владельцам жилья адвокат Лотков купил добротный дом за городом, о чём они долгие годы бесплодно мечтали. Разделил квартиру на две комнаты. В первой расположил разнообразные поделки зэков: самопальные ножи и авторучки, картины, исполненные на простынях маслом и карандашом, самогонные аппараты и поделки из хлеба, раскрашенные не хуже хохломских игрушек. В дальней комнате оборудовал настоящую камеру люкс. И двух зэков посадил. Но, само собой, не настоящих, а восковые фигуры.
– Здесь у нас всё, от ложек до шконки, взято из настоящей тюрьмы, – уверяет «капитан»-экскурсовод.
Стены камеры покрыты цементной «шубой», которая давно законом запрещена. «Шубу» раньше делали специально, чтобы зэки не прислонялись к стенам, не перестукивались и не делали на ней хулиганских надписей. Слева в углу – «Прасковья Фёдоровна», она же «параша».
Пенсионерка из Ярославля, приехавшая навестить внуков и забредшая по случаю в музей, поцокала языком и выдала:
– И чего не посидеть? Книжку дают почитать, работать не надо, кормят-поят, охраняют и гулять выводят. Красота!
На что короткостриженый мужик с перстневыми наколками ответил, угрюмо оскалившись:
– Ага, красота... Особенно если лет на десять загремишь!
Несмотря на краткость экскурсии и малую величину музея, выручку он даёт ошеломительную. Правда, только летом, в туристический сезон.
А восковые фигуры зэков сделала угличская «мадам Тюссо», художница и скульптор, работающая под псевдонимом Дарья Чужая. Заглянем к ней?
Чур меня!
Музей мифов и суеверий русского народа Дарья и её муж Александр устроили прямо в собственной квартире двухэтажного деревянного дома на окраине Углича. Отдали под него две комнаты из трёх собственных плюс сени-прихожую.
Здесь вам и домовой, и кикимора, и хранитель посевов полевик, и колдуньи, и волшебная птица Сирин. Исполнены они столь реалистично, что поневоле съёживаешься, заглянув в глаза этим воплощённым в воске «суевериям».
Экскурсии здесь проводятся, как сказал бы Остап Бендер, «на высоком идейно-художественном уровне», и всего за 100 рублей с человека. Чувствуется, что супруги – люди, по-настоящему подкованные в дохристианской истории Руси.
Занятно, к примеру, про колдунов рассказывают. Наши предки хоронили колдунов и колдуний особым образом – лицом вниз, – чтобы после смерти они не могли восстать из могилы в виде упырей и шататься по земле, причиняя вред живым. В гроб обязательно клали осиновый кол.
– Осина издревле считалась на Руси удивительно энергоёмким деревом, – говорит Александр. – Кол забирал в себя всю колдовскую силу.
По этой причине осину у нас никогда не использовали в строительстве домов. Это дерево вытягивает жизненную силу жильцов, и они без конца болеют. А вот баня из осины – в самый раз! Ведь в неё люди ходят расставаться со всем нечистым, и в этом осиновые брёвна помогают как нельзя лучше. В доме, по той же причине, всегда держали осиновый пень – на него сажали больных, чтобы «вытянул хворь».
Колдунья на Руси жила отшельницей, в лесу. Собирала всевозможные травки-корешки, лечила людей и скотину. Её изображение в музее – вылитая Баба-яга народных сказок! Яга, или ага, в переводе с тюркского – «старейшина». То есть, по-нашему говоря, старейшая баба в округе. При раннерусском матриархате такие бабули и правили деревнями.
А у вас самих в музее-квартире не случалось мистики какой-нибудь? – поинтересовался я. Супруги улыбаются: было дело…
Поехали они как-то в Питер. Думали, на три дня, а оказалось, на две недели. Дарья всё сокрушалась, что цветы точно пропадут – лето жаркое стояло. Но соседи по приезде спрашивают: вы ключи, что ли, кому-то от квартиры оставили? Кто-то у вас всё ходил, вода лилась из крана… Дарья кинулась к цветам, а земля-то в горшках – сырая! И цветы, стоявшие на солнечном подоконнике, – как новенькие…
– Не иначе домовой помог! – уверен муж.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300