Зима автомобилиста
5 минут
11 декабря 2017
Зима в этом году в Москве пришла точно по календарю: 1 декабря город накрыла первая метель, а улицы – снег. Однако синоптики не имеют общего мнения в своих прогнозах на ближайшее будущее. Одни прогнозируют, что всё растает и до 10 декабря не выпадет, другие говорят, что теперь снег пролежит до весны, и к середине месяца его не ожидают. Меж тем дороги уже заполонили автомобили со свеженаклеенными буквами «Ш» на задних стёклах.
Правила Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», действующего на территории России и всех стран Таможенного союза, не требуют от водителей  обязательного применения шипованной резины, но установка зимних шин обязательна в период с 1 декабря по 28 февраля включительно. В межсезонье свои предпочтения каждый определяет самостоятельно. Водителям, оформившим страховку КАСКО, советуем посмотреть правила страхования своего страховщика и уточнить сроки обязательного использования зимних шин – с требованиями Технического регламента они могут не совпадать.
Шина – это тот элемент автомобиля, который связывает нас с дорогой, и, если угодно, ангел хранитель, который или спасает в трудную минуту, или погибает вместе с автомобилем в кювете. Поэтому шина должна быть качественной, чтобы обеспечивать проходимость в снегу, не допускать аквапланирования в луже, а главное, обеспечивать надёжное сцепление с зимней дорогой.
Все знают, что существуют два варианта зимних шин: обычная «липучка» и шипованная резина. И, судя по количеству появившихся на задних стёклах обязательных с апреля треугольников с буквой «Ш», у последней поклонников в России больше.
Чем зимняя шина отличается от летней?
Зимняя шина отличается от летней только составом резины и видом протектора. Производители тратят немало средств и подбирают состав резины так, чтобы обеспечить необходимый уровень сцепных свойств. Зимняя шина всегда мягкая, что позволяет ей не задубеть на морозе, максимально точно копировать профиль зимней дороги и полностью передавать давление автомобиля на дорожное полотно. В сочетании с высоким коэффициентом сцепления мягкая шина обеспечивает хорошую управляемость, а также эффективное торможение и разгон.  
Проходимость в снегу обеспечивает агрессивный рисунок протектора. Он же помогает отвести излишки воды, грязи и снега из зоны контакта колеса с дорогой, обеспечивает должный уровень проходимости и исключает аквапланирование в лужах.
Но при чём здесь шипы?
Самая опасная зимняя езда – это езда по льду, во время которой коэффициент сцепления от своих средних значений в диапазоне 0,9–0,8 при езде по сухому чистому асфальту может упасть до 0,05. В итоге машина плохо управляется, вяло тормозит и с трудом трогается, а то и вовсе не может тронуться. Вот в этой ситуации в игру вступают шипы! Полторы сотни (бывает и больше) маленьких металлических помощников вгрызаются своими твердосплавными сердечниками в лёд или плотно укатанный снег и восстанавливают контакт с дорогой. Сам сплав для шипованной резины используют более твёрдый, что позволяет шипу прочно держаться и уверенно передавать усилие на сердечник. Но у шипованных шин есть существенный недостаток – во время движения они сильно шумят, цокая шипами по дорожному полотну. Дорожники ещё жалуются на повышенный износ асфальта из-за них.
Так в чём же сила, брат?
Одни скажут – в шипах, другие – в чудесных свойствах ламелей фрикционной нешипованной резины. Надо сказать, что скандинавы добились значительных успехов в производстве фрикционных шин, и при очень низких температурах они не уступают шипам.
Но пока мы ездим по России, а если ещё водитель не владеет навыками контраварийной езды, особенно начинающий, то ему рекомендуется установка на автомобиль шипованных шин.
Конечно, в современном городе асфальт, как правило, всю зиму либо сухой, либо мокрый и редко когда покрыт льдом. Но бывает в зиму пяток праздничных для жестянщика дней, когда без шипов и из двора выехать замучаешься, и затормозишь о бампер впереди идущей машины, и за дорогу никак не зацепишься в повороте. А если водила норову крутого, то и до беды недалеко. На фрикционной шине, спору нет, комфортнее: мягче идёт, шума нет. Безопасности, правда, на льду, считай, тоже нет. Как уже говорилось выше, самое плохое сцепление с дорогой бывает на мокром льду, что характерно для весенней поры – вода здесь выступает в роли смазки, и без шипов управление автомобилем становится проблематичным. Следует заметить, что на выстуженном асфальте шипованная резина ведёт себя не хуже фрикционной, а мнение о том, что на шипах машина скользит по асфальту как на коньках, является мифом и ничем иным. Остаётся с учётом финансовых возможностей, изучив сравнительные тесты, выбрать производителя и тип шины. Если выбор пал на шины фрикционные, надо уточнить, являются ли они «скандинавскими» или для Центральной Европы. Для наших зим предпочтительнее скандинавский тип шин – они более мягкие, имеют небольшой индекс скорости, более глубокий и агрессивный протектор, лучше работают на льду и укатанном снегу.
Разобравшись с шинами, а это основа безопасности при зимней езде, несложно продолжить зимние приготовления. Осталось проверить и при необходимости зарядить аккумулятор, поставить зимние щётки, проверить и залить зимние незамерзающие жидкости, смазать силиконом замки, петли и резиновые уплотнители, кузов можно обработать воском, под ноги бросить впитывающую подстилку, в багажник положить провода для прикуривания, скребок для удаления льда со стёкол, щётку с длинной ручкой для стряхивания снега, трос, небольшую лопату на всякий случай, банку незамерзайки про запас.
Водителям же следует посоветовать умерить свой пыл – зима не терпит нервных. Трогаться следует плавно, тормозить – загодя, руль не дёргать, перестраиваться по пологой траектории и следить за скоростным режимом: он должен соответствовать дорожным условиям. Особенно осторожно следует управлять заднеприводным автомобилем с недогруженными ведущими колёсами и не имеющим системы курсовой устойчивости.
А там и до весны недалеко!
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300