- В 1900 году, после выхода в свет повести «Собака Баскервилей» Артур Конан Дойл был признан самым высокооплачиваемым писателем в мире.
- В 1902 году литератор получил рыцарский титул – его литератору присвоил английский король Эдвард VII за самозабвенную службу военным врачом во время Англо-бурской войны.
- Скончался Артур Конан Дойл после инсульта 7 июля 1930 года в окружении всей своей семьи. Последние слова, которые он произнёс, были обращены к жене: «Ты самая лучшая...»
- На могильном памятнике, который поставила писателю его супруга, выгравирована фраза: «Надёжен как сталь, прям как клинок».
Вечерний силуэт статуи Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне. Фото: dynamosquito
130 лет назад, в 1887 году, появилась первая повесть о великом сыщике, «Этюд в багровых тонах», а в 1927 году был опубликован последний сборник историй о нём – «Архив Шерлока Холмса». За 40 лет из-под пера автора шерлокианы Артура Конан Дойла вышли четыре повести и 56 рассказов. Конечно, с восторженным мнением автора этих строк можно спорить, но более захватывающих детективов даже сегодня, по прошествии стольких десятилетий, трудно найти.
Расправиться с Холмсом не позволили читатели
Общеизвестно, что сам Конан Дойл относился к своему литературному герою снисходительно и свысока, называл рассказы о Холмсе «пустяшным чтивом». Писатель совершенно не разделял бурного читательского восхищения произведениями о великом сыщике. Часто вслух и публично он негодовал по поводу того, что книгоманы предпочитают рассказы о Шерлоке Холмсе гораздо более серьёзным работам автора – в жанрах исторических и приключенческих романов, в публицистике, философии и драматургии. Ужасно расстроил литератора разговор с французскими школьниками, состоявшийся в 1901 году. На его вопрос, что в первую очередь они хотели бы посмотреть, когда будут в Лондоне, подростки едва ли не хором ответили: «Квартиру месье Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, 221-б!..»
В конце концов, в рассказе «Последнее дело Холмса», написанном в 1889 году, Конан Дойл сделал попытку похоронить Шерлока в результате его схватки с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада в Швейцарии. Попытка не удалась – возмущённые читатели завалили Конан Дойла мешками писем с требованиями воскресить любимого персонажа. Многие из писем начинались словами «Вы негодяй!..» Мама, горячо любимая Артуром, и та не выдержала. В ответ на признание сына, что он наконец покончил с Холмсом, отвлекавшим его от более значимых дел, она ответила: «Ты не можешь, ты не смеешь! Ни в коем случае!..»
По некоторым данным, о «реанимации» Холмса просили практически все высшие сановники Великобритании, включая королеву Викторию. На отказ в монаршей просьбе у писателя не хватило духу. Спустя восемь лет после литературной кончины кумира Англии, в 1905 году, ко всеобщему читательскому ликованию, был опубликован сборник рассказов «Возвращение Шерлока Холмса», побивший в Соединённом Королевстве, Европе и США все рекорды по тиражам и популярности.
В шкуре доктора Ватсона
Артур Игнатиус Конан Дойл родился 22 мая 1959 года в шотландской столице Эдинбурге в семье врачей. Чтение уже с пяти лет стало для мальчика любимым занятием: «Я не знаю радости столь полной и самозабвенной, как та, которую испытывает ребёнок, урвавший время от уроков и забившийся в угол с книгой, зная, что в ближайший час его никто не потревожит».
Первая проба пера состоялась в шестилетнем возрасте, когда Артур сочинил повесть «Путешественник и тигр». Правда, сочинение оказалось слишком коротким, потому что тигр банально сожрал путешественника, едва они столкнулись нос к носу…
В школе мальчик продолжил литературные эксперименты, делился написанным с одноклассниками и с удивлением обнаружил, что те с нетерпением ждут продолжения, новых рассказов или глав приключенческих романов. А в награду за увлекательное чтиво отличники решали за Артура задачки по математике, которую он истово ненавидел. Учителя математики, к слову, это видели и нещадно пороли Артура за малейшую ошибку у доски, когда воспользоваться подсказками одноклассников не было возможности. Много позже, в отместку учителям-садистам, Конан Дойл сделал жестокого профессора Мориарти именно профессором математики…
Конечно, юноша мечтал стать писателем, но в ту эпоху прокормиться исключительно литературным трудом в Великобритании было проблематично. По сердечному совету любимой мамы Артур поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, тем самым продолжив семейную врачебную династию. В итоге он получил профессию, степень бакалавра медицины и магистра хирургии, что не только давало возможность прокормить семью, но во многом помогло точными и сочными мазками создать образ постоянного спутника знаменитого Шерлока Холмса – доктора Ватсона.
В университете состоялась судьбоносная встреча с человеком, благодаря которому вскоре на свет появился и сам Шерлок Холмс. Этим человеком был Джозеф Белл, педагог от Бога, блестящий доктор, мастер анализа и дедукции. Много лет спустя в одном из писем бывшему преподавателю Конан Дойл писал: «Дорогой мой Белл! Именно Вам я обязан своим Шерлоком Холмсом. Сомневаюсь, что его аналитические способности превосходят Ваши умения, которые я имел возможность наблюдать. На основе Вашей дедукции, наблюдательности и логических выводов я постарался создать персонажа, который доведёт их до максимума. Очень рад, что Вы остались довольны результатом, ведь Вы имеете право быть самым строгим из критиков».
Живой прообраз Шерлока
Доктор Джозеф Белл пользовался феноменальной популярностью у студентов-медиков, его лекции неизменно проходили в битком набитых аудиториях. Излюбленным приёмом преподавателя было пригласить занедужившего человека в учебное помещение и предложить студентам самостоятельно определить не только заболевание пациента, но и род его занятий, из какой местности он прибыл. Будущие медики чаще всего ошибались, но терпеливый Белл каждый раз учил их подмечать мелочи и отделять второстепенное от главного, наблюдая за характерными привычками и внешним видом представителей той или иной профессии. Например, объяснял, как безошибочно определить моряка с точностью до региона, где он служит. Для этого достаточно присмотреться к его татуировкам и знать, где и какие именно татуировки делают рядовые матросы и командный состав. Главная фраза, которую не уставал повторять Джозеф Белл, звучала так: «Вы видите всё то же, что и я. Но не даёте себе труда поразмыслить о том, что видите».
Однажды на лекцию пришёл человек в шляпе, которую забыл снять, с очевидными симптомами лихорадки. Студенты растерялись, ни один из них не смог ответить более или менее точно на вопросы доктора. Тогда Белл заявил, что этот мужчина – военный, только что вернулся из Вест-Индии, чем поверг в изумление всех присутствовавших в аудитории, и пациента в том числе. Преподаватель тут же пояснил: «Это многолетняя привычка: в армии головной убор не снимают даже в помещении, чтобы всегда быть готовым отдать честь. А признаки лихорадки, которые вы видите, характерны для Вест-Индии, скорее всего, Барбадоса. Ведь верно?» Поражённый точностью выводов, пациент в ответ только развёл руками, с почтением снял перед доктором шляпу и поклонился. В данной ситуации не хватило только знаменитой фразы: «Элементарно, Ватсон!»…
Неудивительно, что внешности Шерлока Холмса Конан Дойл придал черты любимого педагога: высокий рост, худощавое телосложение, тонкий орлиный нос, острый и внимательный взгляд.
Из пёстрой толпы студентов Белл выделил Артура Конан Дойла и сделал его своим секретарём-ассистентом. Плотно общаясь и помогая доктору в работе, будущий автор шерлокианы получил неоценимый опыт.
Часто Артур перед врачебным приёмом опрашивал пациентов, заносил в специальный формуляр сведения об их болезнях и по одному заводил в кабинет Белла. «Я получил прекрасную возможность изучить его методы и заметил, что он, бросив острый взгляд на пациента, часто за несколько секунд узнавал больше, чем я из всех своих вопросов, – признавался в мемуарах писатель. – Иногда он ошибался, но по большей части его прозорливость была поразительной. Его догадки казались чудом, но как только он давал объяснение, всё оказывалось очень просто. Неудивительно, что, повстречавшись с таким человеком, я позже, пытаясь создать образ сыщика-учёного, использовал и широко разработал его метод».
Дедукция на практике
Артур Конан Дойл самостоятельно распутал десятки дел разной степени сложности, перед которыми оказалась бессильна полиция. И даже добился пересмотра нескольких несправедливых и тяжких приговоров, в пух и прах разбив аргументы и выводы сыщиков Скотленд-Ярда. В британской прессе писателя называли «рыцарем проигранных процессов и воскресителем разбитых надежд». Приведём только один пример.
В окрестностях непримечательной деревеньки под Эдинбургом некий злодей на закате наносил глубокие порезы коровам. Подозрение пало на индийца Джорджа Эдалджи, которого местные жители недолюбливали, частенько забрасывали нечистотами и угрожали ему в письмах. Суд обвинил индийца не только в глумлении над животными, но и в том, что тот якобы сам себе писал анонимки угрожающего характера. Приговор был суровым – семь лет каторжных работ. Эдалджи обратился за помощью к Конан Дойлу. Писатель при встрече с осуждённым в тюрьме сразу же обратил внимание, что тот слишком близко подносит газету к глазам, чтобы с горем пополам хоть что-то в ней прочесть. Как же мог фактически полуслепой мужчина в сумерках бегать с ножом по полям и резать бурёнок? Тем более что стада охранялись сторожами-пастухами… Бурые пятна на ноже индийца на поверку оказались не засохшей кровью, а обыкновенной ржавчиной. Эксперт-графолог, нанятый Конан Дойлом, неопровержимо доказал, что письма с угрозами написаны почерком, не принадлежащим руке Эдалджи. Итогом расследования писателя стала серия газетных публикаций, по результатам которых с несчастного индийца были сняты все обвинения и он досрочно вышел на свободу.
До этого случая, прогремевшего и потрясшего Англию, приговоры в государстве не пересматривались, даже невинно осуждённые отбывали срок «от звонка до звонка». Неоценимой заслугой Артура Конан Дойла перед британским обществом и правосудием стало появление в Соединённом Королевстве апелляционного суда – именно после «дела Эдалджи».
…Писатель поделился с Шерлоком Холмсом фундаментальной чертой своего характера – бескорыстной и бескомпромиссной готовностью восстановить справедливость. «В тысяче моих дел не помню случая, чтобы я когда-нибудь употребил свои силы и способности в защиту неправого дела» – так выразился в одном из рассказов Шерлок Холмс.