У природы нет плохой погоды
7 минут
07 ноября 2017
Сценарий картины режиссёру Эльдару Рязанову искать не пришлось – за основу была взята пьеса «Сослуживцы», написанная ещё в 1971 году самим Рязановым в соавторстве с Эмилем Брагинским. При этом во время съёмок было столько импровизации и актёров, и режиссёра, что отснятого материала хватило бы на три с лишним серии. Так что при монтаже, чтобы уложиться в утверждённые «Мосфильмом» две серии, материал пришлось резать по живому. Добрая трагикомедия, снятая одним из лучших режиссёров страны и сыгранная блистательным актёрским составом, нашла восторженный отклик в сердцах миллионов советских зрителей. И по справедливости стала лучшим фильмом 1977 года и лидером проката в 1978-м – её посмотрели свыше 58 миллионов зрителей.
Пьеса «Сослуживцы», как вспоминал Эльдар Рязанов, была настолько популярна, что её поставили более 130 театров по всему Советскому Союзу. Трогательная история любви начальницы-мымры Калугиной и заклёванного жизнью рядового статистика Новосельцева всюду шла при аншлагах. Дескать, какой славы ещё нужно? Но идея снять полнометражный фильм долгое время не отпускала режиссёра. Наконец в начале 1977 года решение было принято: снимаем!
Пример трудового и женского героизма
В главных ролях Эльдар Рязанов изначально видел только Алису Фрейндлих и Андрея Мягкова – без вариантов. На роль Новосельцева настойчиво просился Олег Басилашвили, однако режиссёр остался непреклонен. После просмотра смонтированного и озвученного фильма все актёры, в том числе и Басилашвили, единодушно признали, что режиссёр распределил роли гениальным и наилучшим образом. Кстати, исключительный случай: практически на все роли киностудия «Мосфильм» разрешила Рязанову снимать актёров без предварительных проб.
– Огромную роль в том, чтобы решиться снимать картину, сыграло то, что существует такая великолепная артистка, как Фрейндлих, – признавался Рязанов. – Я лично ездил в Ленинград, чтобы предложить Алисе Бруновне эту роль. К счастью, она согласилась. А без этого согласия фильма бы просто не было. Она стала общей любимицей съёмочной группы, все её боготворили, потому что понимали, что встретились с необыкновенной, крупной актрисой.
Режиссёр с нескрываемым восторгом и уважением вспоминал о том, как Фрейндлих выкладывалась в том, чтобы максимально обезобразить себя. Сама актриса рассказывала, что вместе с Рязановым они «облазили все запасники киностудии, выбирая наиболее гунявые костюмы, сапоги и плащи». Ужасную причёску Алиса Бруновна делала себе сама. Дополнили образ мымры очки в чудовищной роговой оправе, которые оператор Владимир Нахабцев едва ли не силой забирал на съёмки у своего отца-пенсионера.
Но больше всего поражает рабочий график, в котором Фрейндлих провела около полугода. Представьте себе, эта хрупкая женщина днём снималась в «Служебном романе», вечером садилась в поезд на Ленинград. Утром заскакивала домой, принимала душ, наскоро завтракала и летела в Театр имени Ленсовета на очередную репетицию. Там же вечером спектакль, после него ночной поезд в Москву, где на следующий день – съёмки в фильме. При этом условия на съёмочной площадке были спартанские. Например, отдельной комнаты для актрисы, чтобы переодеться, не существовало – Алиса Бруновна, не обращая внимания на присутствующих, переодевалась на заднем сиденье мосфильмовского автобуса. Поистине пример трудового и женского героизма!
Канцелярская крыса, лощёный негодяй
На роль Новосельцева Андрей Мягков согласился без особых уговоров. Совместная работа с Рязановым над картиной «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в роли Жени Лукашина запомнилась обоим. Чем-то обе роли были похожи: и тот и другой – главные герои, застенчивы, скромны, неагрессивны. Но из рядового статистика режиссёр задумал сделать настоящую сутулую канцелярскую крысу с отвратительными усиками и столь же отвратительными очками. Недотёпу и неудачника в кургузом советском костюме. Под конец фильма во внешности главного героя ничего не меняется, в отличие от преображения главной героини в обольстительную женщину. Но Мягкову блестяще удалось преобразиться в совершенно другого человека внутренне – истинного мужчину и джентльмена, которого и суровая Калугина способна полюбить.
Эльдар Рязанов неоднократно особо подчёркивал, что сцена свидания и романтического застолья главных героев – от начала и до конца импровизация актёров, в сценарии не прописанная. Согласимся с режиссёром – сцена сыграна на высшей ноте актёрского мастерства.
Об Олеге Басилашвили Рязанов слышал только мельком, но был поражён, увидев его на сцене в одном из спектаклей ленинградского БДТ. По окончании представления специально прошёл в гримёрную, признался, что работа актёра ему страшно понравилась, и спросил: «Почему я вас до сих пор не снимаю?!» Польщённый похвалой мэтра Басилашвили в ответ улыбнулся: «Ну так снимайте! Ничего не имею против…» И вскоре получил приглашение на роль Самохвалова. Говорить о том, насколько виртуозно артист сыграл роль лощёного мерзавца и карьериста не приходится – все мы этому свидетели.
По сценарию Самохвалов водит автомобиль, а Басилашвили до этого ни разу не сидел за рулём. Попытки наскоро обучить актёра этому искусству привели к катастрофе. Первый раз он на «Волге» въехал в киоск «Союзпечати», во второй – наехал на съёмочную камеру… Актёр был в унынии, посчитав, что гонорара ему не видать, но водительские ляпы ему простили. А на гонорар за «Служебный роман» он купил дефицитную чешскую стенку «Мария» – именно такая фигурирует в квартире Самохвалова.
В фильме снялась тяжеленная фигура бронзового коня, с которой некоторое время мучился Новосельцев. Интересно, что ранее этот конь снялся в «Бриллиантовой руке» и «Семнадцати мгновениях весны», а кроме того – в «Формуле любви» и «Старом Новом годе».
Верочка, Шура и Рыжова «в ужасных розочках»
На роль женщины «в ужасных розочках» Рязанов пригласил Светлану Немоляеву. Она пробовалась на роль Нади в «Иронии судьбы…», но не прошла. Актриса признавалась, что настоящая слава пришла к ней именно после съёмок в «Служебном романе»: «Прочитала сценарий и была в восторге – узнала, что меня утвердили без проб. Эта картина принесла мне столько счастья! На ней я подружилась с Рязановым, которого обожаю, считаю своим крёстным отцом в кино. А сколько писем я получила после этого фильма! Женщины писали, что я сыграла их судьбу: «Мы же не знакомы, откуда вы узнали про меня?»
Настоящее украшение фильма – роль Верочки в исполнении Лии Ахеджаковой. Изначально, в пьесе, секретарша Калугиной – длинноногая девица-красотка. Но Рязанов и Брагинский переписали роль специально под Ахеджакову, сделав её главной модницей учреждения статистики. Предполагалось, что в контору на очередные разборки с женой будет периодически заглядывать её муж, которого пригласили сыграть Александра Фатюшина. Было даже отснято несколько сцен, но актёр сломал ногу и дальше работать не смог. Так что Верочка выясняет отношения с супругом исключительно по телефону. Но насколько же восхитительно звучит в исполнении Ахеджаковой её коронное: «Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется, вся скукожится, как старый, рваный башмак, и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает!» Или это, диалог с Калугиной: «Грудь?! Вы мне льстите, Вера!» – «Вам все льстят!»…
Актриса Людмила Иванова, колоритно сыгравшая активистку Шурочку, в те годы как раз была председателем месткома театра «Современник». Вот что она вспоминает: «Мою Шуру полюбили не только у нас в стране. В поездке в Китай, на фестиваль «Амурская осень», ко мне подбежали восторженные студентки, изучающие русский язык. Кричали: «Шура! Шура!», брали автографы… И выдавали почти без акцента целые фразы из роли моей героини. Я была потрясена!» Но было и такое… «Мой старший сын, побывав на премьере фильма, сказал: «Мам, ты пока в школу не ходи. Там тебя никто за приличного человека не воспринимает…»
Стихотворный подлог режиссёра
Слова главной темы фильма, «У природы нет плохой погоды», сочинил сам Эльдар Рязанов. Долгие поиски подходящих стихов ни к чему не привели, и режиссёр предложил эти свои стихи в работу Андрею Петрову. Правда, чтобы не смущать маститого композитора, сказал, что это вирши малоизвестного английского поэта Уильяма Блейка. Позже, узнав о подлоге, Петров не обиделся, но все последующие стихи, которые Рязанов предлагал ему в следующих фильмах, казались композитору творениями Рязанова…
«Оператору, ассистентам, актёрам и музыкальному редактору текст понравился безоговорочно, – с улыбкой вспоминал Рязанов. – Только Андрей Мягков недовольно пробурчал, что стихи ничего себе, но не более того. А ему хотелось бы текста повыразительнее! За отсутствие интуиции он был сурово наказан. В следующем фильме, «Гараж», я предложил ему «немую» роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет хоть немного подогадливее...»
  • Песня «У природы нет плохой погоды» стала лауреатом фестиваля «Песня-78»;
  • Рабочее название фильма – «Сказка о руководящей Золушке»;
  • Песни в фильме исполняют сами актёры: «В моей душе покоя нет» – Андрей Мягков, «У природы нет плохой погоды» – Алиса Фрейндлих;
  • В кабинете Калугиной на часаx всегда ровно 09:30 – во время всех сцен. Часы, вероятно, были неисправны и просто стояли;
  • В Китае фильм включён в обязательную программу университетов, где изучают русский язык.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300