Куда ты так несёшься?..
9 минут
08 октября 2017
Фото: Black leon
Вот уже несколько лет Россия входит в число стран, где преодолеть сотни километров на поезде можно за несколько часов, не проводя ночь на узких койках плацкарты и купе. Скоростные поезда, развивающие скорость до 300 км/ч, курсируют между главными городами страны и даже могут домчать до некоторых европейских столиц. Такой переезд обычно отличается высоким комфортом, а главное, билеты на него стоят гораздо меньше авиаперелёта. Так что отправиться в путешествие теперь возможно, даже если у вас выдался всего один свободный денёк. Мы разобрались, куда и на чём можно с ветерком «долететь» по железной дороге, сколько это стоит и занимает времени. А также составили небольшой маршрут в каждом из городов, чтобы совершить путешествие, как говорится, одним днём.
Самый быстрый сокол. «Сапсан»
Фото: andrew.zorin
Каждый день между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют до 10 поездов «Сапсан». Со скоростью около 250 км/ч они преодолевают всего за 3,5 часа то расстояние, на которое Радищев потратил когда-то целую неделю. При этом стоимость билетов на «Сапсан» сравнительно невелика – от 1500 до 4000 рублей (в зависимости от класса вагона). На российских просторах это чудо, названное в честь самого быстрого представителя семейства соколиных, «летает» с 2009 года благодаря компании Siemens. Она обеспечила своему детищу не только скоростные качества, но и настоящую немецкую безопасность, а также комфорт салона получше, чем в некоторых чартерах до Турции. Благодаря такому способу передвижения совершить однодневную (ну или не только) поездку в один из двух главных городов страны проще простого: выезжаешь с первым поездом (он стартует ещё до 06:00) и возвращаешься на последнем (отправление – около 23:00).
Первопрестольная и Златоглавая
Приехать на денёк в Москву, конечно, непросто – очень уж много здесь интересного и неизведанного даже для коренных жителей. Самое простое в данном случае – сесть на красный туристический автобус, который провезёт по всем значимым достопримечательностям столицы: Кремль, храм Христа Спасителя, панорамы Воробьёвых гор и высотного комплекса «Москва-Сити», «книжки» Арбата и обновлённо-ландшафтная Тверская. Можно сэкономить, воспользовавшись городским транспортом, который благодаря выделенным полосам теперь движется не хуже «Сапсана» по сравнению с остальным городским трафиком. Пеший маршрут можно начать от Китай-города, пройдя через Лубянку, улицу-музей Никольскую, Красную площадь и Кремлёвскую набережную до самого Патриаршего моста, откуда открывается самый роскошный вид на кремлёвскую горку и Москву-реку. Как вариант – после собора Василия Блаженного повернуть в другую сторону от Кремля и заглянуть в новомодный парк «Зарядье», разбитый на месте снесённой гостиницы «Россия». А для любителей «погреться» в музеях стоит заглянуть в Исторический на Охотном Ряду, ГМИИ имени Пушкина на Волхонке, Музей Востока на Никитском бульваре и святая святых русского искусства Третьяковку в Лаврушинском переулке или на Крымском Валу (даже само посещение этих уголков Первопрестольной уже наполняет поездку тем неповторимым ритмом и колоритом, которым обладает Москва).
Град Петров
Санкт-Петербург – тот город, который открываешь для себя всю жизнь. Приезжая сюда на денёк, можно каждый раз посвящать его разному Питеру: парадному или водному, музейному или «бандитскому», Петербургу Гоголя или Достоевского, церковному или неформальному. Приехав на Московский вокзал, спуститесь по Невскому до Гостиного Двора – здесь обитают представители всех основных туроператоров города на Неве и можно без труда тут же запрыгнуть в автобус и отправиться в путешествие. Если вы любите пешие прогулки и не боитесь осенней сырости, хватайте зонтик – и вперёд по нашим маршрутам. Парадный маршрут: площадь Восстания – Невский проспект (его можно проехать и на автобусе) – Дворцовая площадь – улица Миллионная – Марсово поле – Летний сад (он так романтичен осенью) – набережная канала Грибоедова (здесь находится храм Спаса-на-Крови) – площадь Искусств с Русским музеем – и обратно на Невский до вокзала. Петербург Достоевского вы найдёте в окрестностях Сенной площади (здесь Раскольников решился на преступление), набережной канала Грибоедова (здесь жила старуха-процентщица и Сонечка Мармеладова) и во всех мрачных переулках и дворах-колодцах этого района вплоть до Исаакиевского собора. Водную стихию Северной столицы осенью лучше исследовать на борту крытых катеров. А дожди и непогоду переждать, посещая шикарные дворцы: Юсуповых, Шереметевых, Елисеевых, Демидовых, Белосельских-Белозёрских, фон Дервизов, Мраморный, Зимний, Ново-Михайловский и другие…
«Ласточкино» гнездо
Фото: Морозов Л.Н.
Появившись на рельсах РЖД в 2013 году, семейство «Ласточек» стало самым многолюдным (то есть многосоставным) среди железнодорожных собратьев по скорости. Эти резвые поезда разработки всё той же компании Siemens «летают» и по пригородным направлениям, и во владениях городского транспорта мегаполисов. Но наибольшую скорость (до 160 км/ч) они развивают на дальних расстояниях. Сейчас на «Ласточке» можно домчаться за пару-тройку часов из Москвы в Нижний Новгород, Орёл, Курск и Смоленск, из Санкт-Петербурга – в Выборг, Петрозаводск, Великий Новгород и Бологое, из Краснодара – в Адлер и Ростов-на-Дону, из Адлера – до Майкопа, из Ростова – до Новороссийска и Кисловодска (так и весь Кавказ можно исследовать за неделю, но об этом – в отдельном рассказе).
Карман России
Нижний Новгород ещё с лохматых патриархальных времён называют «карманом России», потому что торговля здесь всегда велась на ура. И благодаря купцам весь центр города застроен потрясающей красоты особняками и церквушками. При этом, даже приехав сюда на один день, можно увидеть всё самое интересное. Забраться к крепостным стенам кремля, откуда открывается сногсшибательный вид на стрелку слияния Оки и Волги. Спуститься (или, если по силам, подняться) по Чкаловской лестнице. Пройтись по набережной и местному Арбату – Большой Покровской. А для сугреву посетить городскую усадьбу Рукавишниковых, Музей истории ОАО «ГАЗ» или Музей детства Максима Горького.
Билеты на поезд стоят чуть больше 600 рублей. Первый состав из Москвы отправляется в 07:15.
Ворота на Запад
Приезжая в Смоленск по железной дороге, можно начинать экскурс в прошлое прямо на вокзале, здание которого построено в стиле сталинского ампира. Когда-то Смоленск был главными западными воротами страны – они принимали друзей и обороняли от врагов. А местная крепость, не раз отражавшая набеги ещё со времен Киевской Руси, может похвастаться самой длинной в мире оборонительной стеной. Для обзора всего города стоит воспользоваться местными новенькими трамваями – №3, например, приведёт от вокзала в центр и до набережной Днепра, откуда можно сделать лучшие фотографии главной городской святыни – Успенского собора, где хранится чудотворный образ Смоленской Богородицы Одигитрии.
Билеты на поезд стоят около 600 рублей. Первый состав из Москвы отправляется в 07:10. В дороге – около 4 часов.
«Дворянское гнездо» Черноземья
Зажиточный и героический Орёл настолько многолик, что увидеть всё сразу может только особо энергичный путешественник. Но и за один день в городе можно посетить великолепный парк «Дворянское гнездо» (в честь романа знаменитого уроженца Ивана Тургенева), прекрасно сохранившиеся церкви и монастыри, озаряющие куполами старинные улочки даже в осеннем сумраке и литературные музеи Николая Лескова и Леонида Андреева. Кстати, Орловская губерния особо богата на литературные таланты – помимо Тургенева, Лескова и Андреева с Орлом тесно связаны жизни Пришвина, Фета, Бунина и Аксакова.
Билеты на поезд стоят в районе 580 рублей. Первый состав из Москвы отправляется в 08:30. В дороге – 3 часа 45 минут.
От полка Игорева до Курской дуги
Екатерина Великая называла Курск «русской Венецией», а Тютчев писал, что «это одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служило предметом паломничества для туристов». Курск – ещё одна купеческая столица, где проходила третья в стране по значимости Коренская ярмарка, и может похвастаться большим количеством храмов, соборов и особняков, возведённых на деньги патриархальных «олигархов». Обойти все достопримечательности за один день непросто, но удовольствие от посещения огромное. Именно в Курске имеет смысл брать обзорную экскурсию с профессиональным гидом – тысячелетняя история этого города связана и с обороной Москвы, и с подвигами, описанными в «Слове о полку Игореве», и с героическими событиями битвы на Курской дуге во время Великой Отечественной. А благодаря экскурсионному автобусу можно за один присест посетить всё – от мемориала «Курская дуга» до палат Ромодановских.
Билеты на поезд стоят около 700 рублей. Первый состав из Москвы отправляется в 08:30. В дороге – 5,5 часа.
Деревянные святыни
Одного дня в Петрозаводске хватит как раз на то, чтобы побывать на острове Кижи и увидеть одну из главных достопримечательностей планеты – храм Преображения Господня, построенного без единого гвоздя (хотя сейчас, конечно, гвозди появились – для того, чтобы сохранить трехвековую конструкцию). Дорога (на «Комете» или «Метеоре» по Онежскому озеру) и экскурсия по острову занимают около 6–7 часов, чего как раз хватит, чтобы успеть на последнюю «Ласточку» в Питер. А после окончания официальной, «летней» навигации в качестве трансфера на остров можно воспользоваться частными катерами.
Билеты на поезд стоят чуть больше 900 рублей. Первый состав из Москвы отправляется в 06:30. В дороге – 5 часов. Но на обратный скоростной поезд придётся поторопиться – он отправляется уже в 18:00.
Откуда есть пошла…
А Средневековье по-русски лучше отправляться исследовать в Новгород Великий – то место, где появился первый на Руси демократический строй. Отсюда есть пошла государственность наша, княжили Рюрик и Ярослав Мудрый. Так что без учебника истории или комментариев экскурсовода не обойтись – иначе и древний кремль с его Золотой кладовой, и Ярославово дворище, и Новгородский торг, и Троицкий раскоп останутся всего лишь камнями и стенами, молчаливыми и не совсем понятными далёкому от истории человеку.
Покупая билеты, в пункте прибытия нужно указать станцию «Новгород-на-Волхове». Первый состав отправляется в 07:25. В пути – почти 3 часа. Стоимость билетов – 570 рублей.
По скоростной дороге в Европу
Фото: Neu-Zwei
Кричите «ура!», авиафобы и вагонофилы! Теперь за границу можно попасть не только на самолёте или утомительно-долгом поезде, но и с ветерком на высокоскоростном железнодорожном составе. В 2015 году к компании высокоскоростных поездов РЖД присоединился «Стриж», созданный на испанской базе Talgo. Поначалу он возил пассажиров только из Москвы в Нижний Новгород (сейчас в день курсируют до семи составов, время поездки составляет около 3,5 часа, стоимость билетов – от 900 до 6000 рублей). А с 2016-го добрался и до Берлина, куда отправляется по субботам и воскресеньям и едет 23 часа. На своём пути берлинский «Стриж» делает несколько остановок: в Минске, Бресте, Тирасполе, Варшаве (Восточной, Центральной и Западной), Познани, Жепине и Франкфурте-на-Одере. Общая продолжительность пути, конечно, сильно отличается от скорости авиаперелёта, но дорогу скрашивают невероятный комфорт и возможность полюбоваться европейскими пейзажами за окном, а стоимость билетов значительно ниже – от 7500 до 23 000 рублей (действует система скидок для детей и пенсионеров).
Ещё одним новшеством стал поезд «Аллегро», который со скоростью до 220 км/ч и всего за 3,5 часа домчит от Санкт-Петербурга до Хельсинки. На этом маршруте можно сойти на станциях Выборг, Вайниккала, Коувола, Лахти, Тиккурила и Пасила. А стоимость билетов варьируется от 2300 до 19 000 рублей.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300