Мать Тереза отдала свою жизнь миллионам несчастных
9 минут
06 сентября 2017
Иллюстрация: Samir Mondal
В истории подвижников католической церкви трудно найти столь же яркую фигуру, подобную Агнес Гонджа Бояджиу, которую мир знает под именем мать Тереза. Девочка из захолустного македонского городка, записная красавица, в 18 лет отреклась от мирских радостей, стала монахиней и посвятила себя помощи больным, нищим, несчастным людям по всему свету.
Она прожила жизнь, богатую на события, встречи, страдания и любовь. В наши дни правда о её жизни причудливо переплелась с восторженными мифами и откровенными небылицами.
Недоброжелатели считают мать Терезу чуть ли не пройдохой. Католическая церковь причислила её к лику святых. А миллионы людей, получившие от неё помощь, в которой отказали все остальные, молятся Терезе Калькуттской на десятках языков.
Красавица досталась Богу
Агнесса Бояджиу родилась в августе 1910 года в македонском городе Скопье. Родители были глубоко верующими католиками, их дочь с малых лет молилась и постилась с родителями, посещала мессу. Семья была из числа зажиточных. Так что еженедельно мать брала с собой детей и шла с ними по домам самых бедных жителей района, раздавая еду, лекарства и одежду, купленные за свой счёт. Как вспоминала позже мать Тереза, мама часто повторяла своим чадам: «Вам посчастливилось, что живёте в большом красивом доме, вы не знаете нужды. Но вы сами видите, что на свете есть бедняки, которые живут впроголодь, их детям часто нечего положить в тарелку и нечем лечиться, если заболеют. Помните об этом, помогайте несчастным, чем можете».
Мемориальный дом матери Терезы в её родном Скопье
Красотка Агнесса росла весёлой, общительной и приветливой девочкой с явной склонностью к гуманитарным наукам и творчеству. К десяти годам научилась играть на гитаре, в церковном хоре выделялась чистым ярким голосом. В детстве Агнесса и думать не думала о монашеской жизни. Но уже в 12 лет впервые «всем сердцем ощутила призыв Господа отдать Ему всю себя, свою жизнь и любовь». Однако решение полностью переменить жизнь, отказаться от создания семьи, от возможности иметь и растить детей девушка приняла только шесть лет спустя – будучи уже совершеннолетней. Осенью 1928 года она уехала в Ирландию, в Дублине была зачислена в Орден Сестёр Богоматери Лоретанской. При монашеском посвящении получила новое имя – Тереза.
Благословение Папы
После трёх лет жизни в Ирландии Орден отправил Терезу в Индию – она стала учителем географии и истории в школе при монастыре для детей из наиболее обездоленных семей. В 1944 году монахиня стала директором этой школы, которую обожали дети и почитали родители.
Индия в 40-е годы была страной тотальной нищеты. Для миллионов индийцев миска риса в день считалась счастьем, медицинская помощь для них отсутствовала, множество детей питались отбросами, гибли от голода или заразных болезней. За годы преподавания и жизни в Калькутте Тереза вдоволь насмотрелась на людские мытарства. Но настоящим потрясением для молодой монахини стала поездка в Гималаи, где в доме общины она должна была принять постриг и последние, самые суровые монашеские обеты. Из окна переполненного поезда она увидела провинциальную Индию, где ситуация была гораздо отчаяннее, нежели в Калькутте. На каждой станции к поезду за подачкой шли, ковыляли или ползли изнурённые голодом люди, дети с распухшими животами, калеки с гниющими язвами, измождённые до последней степени старики. Это нескончаемое зрелище человеческих страданий пронзило сердце монахини.
Тереза обучилась на курсах медсестёр, чтобы уметь самой оказывать первую помощь больным, делать уколы, разбираться в лекарствах. В ночь на католическое Рождество 1946 года она ушла из Ордена в буквальном смысле слова в трущобы – лечить, помогать руками и словом Божьим. До этого, в монастыре, она жила на всём готовеньком. Теперь её жизнь круто изменилась. Часто девушка спала на голом полу, в загаженных комнатах, полных насекомых, мышей и крыс, голодала.
У всякого истинно благого дела обязательно появляются помощники и последователи. Уже через несколько месяцев к Терезе присоединились 12 сестёр-монахинь. Помощников становилось всё больше, пошли пожертвования. В 1950 году Тереза обратилась в Ватикан с просьбой основать общину «Сёстры Миссионерки Любви», вся деятельность которой была бы сосредоточена на помощи наиболее бедным, тяжелобольным людям, на строительстве больниц, приютов и школ. Папа Римский Пий XII дал благословение.
В стюардессы не взяли
В общине для сёстер-монахинь с самого начала были установлены строгие правила. Помимо общих католических обетов они давали обеты бескорыстной помощи больным и личной аскезы и нестяжательства. Имущество каждой состояло из минимума личных вещей – белое монашеское сари с синими полосками, сандалии и лёгкая подстилка для сна, – которые могли бы поместиться в небольшую заплечную сумку. Ни от кого и ни за какие заслуги сёстры не имели права брать деньги лично для себя – если предлагают деньги, значит, они должны быть направлены на помощь другим несчастным. «Помните, – повторяла мать Тереза, – не Господь создал нищету и страдания, а мы сами, потому что не умеем делиться. Но перед Богом все мы – нищие». Сёстрам необходимо было в любой ситуации сохранять присутствие духа и доброжелательность, не бояться промывать язвы, стричь вшивые головы, уметь успокоить больного словом и ободряющим прикосновением.
Хоспис матери Терезы
Мать Тереза работала наравне с другими монахинями, не делая скидок на своё «руководящее» положение. Поднималась в 03.30, спать ложилась, во сколько получится. Говорят, даже чистила общую уборную, когда приходила её очередь наводить марафет в доме общины. Кроме школ для замызганных детишек из трущоб мать Тереза в 1952 году основала первый «дом для умирающих». Она же сама и подобрала на улице первую «жиличку». Эта больная женщина лежала в грязи на улице, объеденная крысами, едва живая. Никто не собирался ей помогать – просто оттащили к стене, чтобы не валялась посреди тротуара. Мать Тереза забрала отверженную с собой. Власти Калькутты к тому времени отдали общине заброшенный индуистский храм, в котором сёстры, расчистив завалы, отмыв стены и полы, основали хоспис. Сюда со всех концов Калькутты свозили больных и немощных, от которых отказались родные, перед которыми были закрыты двери больниц. Здесь их отмывали и кормили, лечили и вообще обращались с ними как с людьми – возможно, впервые в их жизни. Хотя бы ненадолго, перед смертью, они и могли почувствовать себя людьми. И каждого из них в последние минуты мать Тереза целовала в лоб, передавая из своих рук во власть Божью.
За самоотверженность и служение людям правительство Индии в 1962 году наградило мать Терезу одним из высших орденов государства – орденом «Божественный Лотос». В том же году в общине появилось мужское «подразделение» во главе с австралийским монахом, иезуитом отцом Андреем. Центры общины милосердия открываются в Венесуэле, на Шри-Ланке, в Австралии, Италии, в Бангладеш. Между тем за делами, заботами и молитвами мать Тереза находила время для обучения и в 1971 году блестяще защитила диссертацию по богословию.  
Поездки по Индии, не говоря уже о других странах, отнимали немалые деньги у общины. Мать Тереза однажды обратилась к авиакомпании «Эйр Индия» с предложением бесплатно работать стюардессой на рейсах, которыми летала. Ну и летать, само собой, задаром. Ей вежливо отказали. Узнав об этом, премьер-министр страны Индира Ганди лично вручила монахине специальный билет, позволявший бесплатно пользоваться любым видом транспорта на территории Индии.  
Банкет отменяется!
В 1979 году мать Тереза получила Нобелевскую премию мира. Ради участия в церемонии ей пришлось впервые с юношеских лет надеть носки, чтобы не смущать одетых во фраки и роскошные платья гостей и самого норвежского короля Харальда V, ведь подвижница десятилетиями ходила в сандалиях на босу ногу. В таком виде её не гнушались принять на аудиенцию Папы Пий XII, Павел VI, Иоанн-Павел II, президенты США Рейган и Буш-старший, Дэн Сяопин, принцесса Диана и принц Чарльз, Фидель Кастро и диктатор Гаити Дювалье. Последний после встречи с подвижницей выписал ей чек на 1,5 миллиона долларов. «Как можно брать деньги у людоеда?!» – с гневом вопрошали некоторые. «Меня не интересует, кто и как этому относится и что говорит, – отвечала мать Тереза. – Я должна делать своё дело». Ей дарили дорогущие автомобили – она тут же их продавала. Нефтяные магнаты переводили на счёт общины крупные суммы, царственные особы жертвовали драгоценности. Всё до цента шло на медикаменты, продукты, одежду для «моих людей» – так она называла всех несчастных, кому помогала община. Даже деньги, которые предназначались на банкет по случаю получения Нобелевской премии, мать Тереза попросила устроителей передать на помощь обездоленным.
Эта хрупкая, маленькая женщина умела останавливать войну. Так случилось в Ливане в 1982 году. При осаде Бейрута мать Тереза сумела убедить израильское командование и ливанских боевиков приостановить боевые действия, чтобы забрать 37 детей-сирот из фронтового госпиталя, с линии ожесточённого противостояния сторон. Пусть перемирие и продолжалось чуть больше часа, но дети были спасены.
В сонме блаженных
Она называла себя карандашом, которым Бог пишет миру письмо любви. На гноище человеческих страданий, кровью сердца, непрекращающимся потоком сострадания.
5 сентября 1997 года письмо было закончено – сердце матери Терезы остановилось. Впрочем, до сих пор пишется послесловие. Сегодня община присутствует в 127 странах мира, работу основательницы «Ордена Миссионерок Любви» продолжают 9 тысяч сестёр-монахинь и около 300 тысяч мирских специалистов. За почти 70 лет работы община матери Терезы подобрала с улиц, приютила и согрела миллионы людей.
В 2003 году Папа Иоанн-Павел II причислил мать Терезу к лику блаженных католической церкви под именем Терезы Калькуттской. Покоиться бы с миром этой незаурядной женщине, но в последнее время в её адрес подают голос новоявленные «адвокаты дьявола». Надо пояснить: до 1983 года процесс причисления к лику святых в католицизме проходил при обязательном участии «адвоката дьявола». Этот человек собирал все мыслимые негативные факты и аргументы против праведника, которого Ватикан намеревался канонизировать, и озвучивал их в открытом диспуте с «защитником Бога». Который, как нетрудно догадаться, выступал на стороне кандидата в святые. Папа Иоанн-Павел II отменил эту процедуру. Но теперь, уже после причисления к лику блаженных, мать Терезу преследуют светские «адвокаты дьявола» – журналисты и юристы местечкового разлива из Европы и Канады.
Саркофаг матери Терезы. Фото: Steve Browne & John Verkleir
Они утверждают, что в больницах и приютах «Ордена Миссионерок Любви» никакой медицинской помощи не оказывалось. Кормили там несчастных впроголодь, спать заставляли на гнилых циновках. Что сама мать Тереза, едва возникали проблемы со здоровьем, ложилась в элитарные клиники и летала по миру на частных самолётах. Что вся деятельность её – одно только прикрытие грандиозного бизнес-проекта Ватикана, который принёс католической церкви миллиарды долларов. Разумеется, никаких документов под эти утверждения не предъявляется.
Фигурально выражаясь, на плечах людей-гигантов всегда уютно пристраиваются карлики. Буквально как и на головах скульптур великих людей часто сидит мелкая птичья сволочь. И те и другие умеют только гадить.
Бог им судья.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300