Кинопремьера недели: «Гоголь. Начало»
3 минуты
03 сентября 2017
Кинопремьера недели: «Гоголь. Начало»
Режиссёр: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова
18+
В этом году в России есть два кинопроекта, реклама которых ещё до выхода фильмов на экран заставляла общество активно спорить. Первый – «Матильда» Учителя, где оглушительный пиар картине сделали оскорблённые и возмущённые заранее депутаты. Второй – произведение «Гоголь. Начало», которое целенаправленно двигали к скандалам уже сами авторы кино. Да, где-то к финалу к процессу с редкими криками «О, ужас!» подключились и учителя, но как-то вяло: приходится признать, что защитников чистого имени Николая II в России сейчас гораздо больше, чем у Николая Гоголя. Поневоле продюсерам нужно было в каждой рекламной паузе на ТВ намекать: извратим мы классику, ой, извратим, и мало вам не покажется. Мы ещё и перед 1 сентября премьеру устроим. И спиритический сеанс организуем. И смутим дух нежной молодёжи нашей, не испорченной чтением.
Может ли «Гоголь» смутить чей-то дух, не знаю. Конечно, есть некий дискомфорт от того, что в кадре постоянно трясётся в припадках человек, очень похожий на портрет из кабинета литературы. Неловкость некую испытываешь. С другой стороны, та же неловкость возникала у меня и при просмотре старых советских фильмов, где носитель такого же грима в неизменной крылатке ехал с кем-нибудь по миргородским равнинам и рассказывал случайным попутчикам про ссоры Ивана Никифоровича с Иваном Ивановичем. При этом голос у того, чёрно-белого Гоголя был лукаво скрипучий, будто у сказочницы из «Морозко».
Завязка такова: юный Николай Васильевич пишет поэмы и служит писарем при полиции. Ходит за дознавателями и протоколирует, где и как лежит хладный труп. Протокол до конца не доводит, потому что начинает биться в падучей, попутно записывая разгадку преступления. На юное дарование обращает внимание Самый Крутой Следователь Петербурга, эпатажно щурящийся сквозь синие очки. Это – тарарам! – Олег Меньшиков, который очень скоро возьмёт Гоголя с собой, в деревню Диканьку, где чёрный всадник убивает гарных дивчин.
В общем, этакая «Сонная лощина» по-диканьковски. И действительно, почему Тиму Бёртону можно топтаться на старой американской литературе и играть в футбол отрубленными головами, а нам нельзя попользоваться гоголевскими чертями да ведьмами? Такой материал пропадает, а Джонни Деппа на него всё не находится! Зато теперь нашлись Андрей Петров и Олег Меньшиков, причём последний ещё и предлагает: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» Эдакое подмигивание зрителю: вы же понимаете, что мы несерьёзно. Мы же такие же несерьёзные, как Костик из «Покровских ворот». Вы смотрите, мы вам ещё и про «Дракулу» Копполы напомним, и про «Сердце ангела» Паркера. А ещё мы смотрели древние фильмы ужасов, смешные там спецэффекты, правда? Ну и мы так можем, вот прямо специально сейчас сделаем грим понелепее у толстой ведьмы-покойницы, обхохочешься. И идут ряженые на зрителя гурьбой, дико ухая и охая, хрюкая и визжа, и свиные рыла бесцельно тычутся в объектив.
Говорить, что Гоголь перевернулся бы в гробу, было бы глупо: авторы сами активно трясут этот гроб, как погремушку, прислушиваясь к стуку костей. Но услышать, стучат ли там кости, вряд ли удастся: слишком много посторонних звуков в этом водевиле. И зря постороннее нам пытаются выдать за «потустороннее»: глаз замыливается и устаёт, а нам ведь ещё на продолжение билет покупать. Или не покупать.
 
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300