4 июля, юбилей трудяги Ил-18
4 минуты
04 июля 2017
Фото: Lars Söderström
4 июля 1957 года с Центрального аэропорта им. Фрунзе на Ходынском поле совершил перелёт на аэродром в Жуковском опытный образец нового советского дальнемагистрального лайнера Ил-18. За штурвалом сидел легендарный лётчик-испытатель Владимир Коккинаки, который дал самую высокую оценку новому самолёту: хорошая машина!
Новый самолёт осмотрели члены правительства во главе с Никитой Хрущёвым – им машина тоже понравилась, а первый секретарь московского горкома КПСС Екатерина Фурцева даже предложила дать лайнеру собственное имя – «Москва», которое и закрепилось за Ил-18.
Этот удивительно мощный и комфортабельный самолёт появился очень кстати – с середины 50-х годов гражданская авиация СССР была на подъёме. Шло активное освоение Крайнего Севера, регионов Сибири и Дальнего Востока, повсюду возникали новые стройки, которые притягивали миллионы рабочих рук. Перемещаться по огромной территории на прежних моделях небольших пассажирских самолётов становилось всё сложнее. И тогда у государства сформировался заказ к авиастроителям – создать принципиально новый тип самолёта, способный перевозить большое количество пассажиров на дальние расстояния.
Поражает скорость создания этого лайнера – в 1956 году был сделан первый эскиз будущего самолёта, в 1957-м в воздух поднялся опытный образец, а уже через год Ил-18 вышел на линию.
Так получилось, что первые пять лет своей детской жизни я провёл в самолётах и аэропортах: мои молодые энергичные родители мотались тогда по всей Сибири, поэтому с пелёнок я научился стойко переносить болтанку, воздушные ямы, тесные кресла «кукурузников» и недельные «зависания» в крохотных аэровокзалах во время буранов и прочих катаклизмов, которые обрывали любую связь с Большой землёй. И когда лет в 10 я впервые попал в салон красавца Ил-18, летевшего из Магадана в Москву, я испытал лёгкий культурный шок: после всего того, на чём мне приходилось летать, это было что-то невероятно огромное, удобное и уютное.
Фото: Александр Бельтюков
Разработчики этой машины действительно постарались сделать пассажирский салон абсолютно нового типа. Кстати, Ил-18 стал первой машиной, которую изначально создавали для гражданской авиации, а не переделывали из прежних военных моделей, как это было с Ил-14, Ли-2, Ту-104 и Ту-114. В основе интерьера салона конструкторы ориентировались на принцип «приятной простоты», которую тогда исповедовали в КБ С.В. Ильюшина. Чувствуется, что к работе приложили руку хорошие дизайнеры – в отделке бортов, плафонов, багажных полок, потолка салона, оконных панелей и обивке кресел ощущались лёгкость и изящество, салон был достаточно просторным и светлым за счёт больших иллюминаторов.
У пассажиров впервые появились индивидуальное освещение, регулируемый обдув прохладным воздухом и кнопка вызова стюардессы. В конструкции кресел был использован новый материал – поролон, за счёт чего они стали легче и мягче. В карманах на спинке каждого кресла находился съёмный столик и литература с информацией. Впервые на борту массового самолёта появились кухня-буфет, гардеробы, багажное отделение и туалеты. Это сейчас нам кажется, что все эти детали – привычная реальность, а тогда это был самый настоящий прорыв для гражданской авиации. Только после создания Ил-18 все перечисленные удобства стали общим стандартом для всего воздушного флота.
Ил-18 очень быстро завоевал популярность на внутренних и международных перевозках. За 40 лет своей эксплуатационной жизни он перевёз миллионы пассажиров по нашей стране и по всему миру: модель очень хорошо покупали авиакомпании стран социалистического лагеря. Именно на самолёте Ил-18 с бортовым номером 75717 прибыл в Москву 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин после своего исторического полёта в космос.Среди пилотов за этой моделью закрепились юмористические прозвища «Дельфин» (за специфическую форму обтекателя), «Пилорама» и «Юнкерс» – за характерный звук работающего двигателя.
Фото: Kristóf Csemniczky
Но в целом отношение к модели у лётчиков было самое доброжелательное именно из-за её надёжности. Статистика показывает, что на территории Советского Союза лётных происшествий из-за отказов двигателей и систем самолёта Ил-18 не зафиксировано – все случаи аварий происходили, как правило, за рубежом из-за экстремальных условий полёта и человеческого фактора.
Ил-18 стал первым самолётом, который освоил маршрут из СССР в Антарктиду, для чего на него были установлены дополнительные топливные баки. А только за первые два года эксплуатации на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов по дальности полёта и высоте с различной полезной нагрузкой.
Всего за всю историю модели были выпущены 567 самолётов. Их массовая эксплуатация прекратилась только в 2002 году, и сегодня в составе армейской авиации России находятся всего 10 Ил-18 разных модификаций. На одном из них мне даже посчастливилось летать пару лет назад вместе с делегацией Министерства обороны – от полёта остались самые приятные ощущения.
Кстати, во всём мире поставлены памятники этой заслуженной машине в 20 городах, причём пять из них – в Западной Европе. И это совершенно справедливо: Ил-18 заслужил такую честь.
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300