9 июня, «Лес Пол» – заветная мечта гитариста
4 минуты
09 июня 2017
Фото: Arnoldius
Во времена моей рок-н-ролльной юности в школьных ВИА мы большей частью играли на всяких гитарных «самопалах» либо аляповато раскрашенных «дровах» с натянутыми струнами производства Ленинградского, Московского, Свердловского и прочих музыкальных заводов. Музыканты чуть постарше и покруче нас пользовались более продвинутыми инструментами – гитарами производства ГДР, Болгарии, Чехословакии.
Но каждый из нас знал, что где-то там, в недоступном для нас мире настоящие рокеры играют на других гитарах. Мы их в руках не держали, но поговорить о них любили и, словно колдовские мантры, произносили нараспев таинственные названия «Фендер Стратокастер», «Гибсон Лес Пол»…  И нам в голову не приходило, что Лес Пол – это не название фирмы, а вполне себе реальный чувак, который родился ещё до Октябрьской революции и вошёл в историю не только как создатель самой популярной в музыкальном мире электрогитары, но и как хороший гитарист-виртуоз, поэт-песенник и изобретатель того феноменального драйвового звука, на котором держится весь рок-н-ролл. Кроме того, Лес Пол первым стал использовать всевозможные гитарные эффекты, наложение звука и многоканальную запись.
Первая гитара у Леса Пола появилась лет в 6, когда пальцы мальчугана даже не доставали до шестой струны. И тогда он решил проблему радикальным способом – снял басовую струну «ми» и учился играть на пяти оставшихся. Когда Лес Пол подрос, он начал свою карьеру в качестве певца-конферансье на сент-луисских и чикагских радиостанциях, то есть, по сути, был диск-жокеем, но при этом и сам отлично играл в самых разных жанрах – от блюза до кантри.
В ту пору ещё не было понятия электрогитары как отдельного инструмента. Музыканты просто ставили звукосниматель на деку обычной акустической гитары, и все изменения звука происходили только за счёт усилителя. Как мы понимаем, из ламповых усилителей довоенной поры особые эффекты выжать было сложно.
К 1941 году Лес Пол смастерил свою первую и настоящую электрогитару с цельным корпусом. Но тут грянула война, и изобретательный музыкант отправился служить армейским радистом. К счастью, с войны он вернулся невредимым, а затем продолжил музыкальную карьеру. Сначала  аккомпанировал на гитаре таким мэтрам, как Бинг Кросби и Джек Бенни, а в 1948 году выпустил свои первые пластинки «Lover» и «Brazil», в которых уверенно выступил как гитарист-новатор. С тех пор Лес Пол играл только самостоятельно. Причём играл очень ярко и необычно. Даже после того, как он попал в аварию и сломал правую руку, гитару Лес не бросил. Во время операции он попросил врачей срастить сломанную руку под таким углом, чтобы он мог вновь играть на гитаре.
В 1950–1952-х годах, когда на Америку уже надвигалась рок-н-ролльная волна, известная фирма Gibson предложила музыканту помочь в разработке электрогитары нового типа, которая и вошла в историю как тот самый несравненный Gibson Les Paul в кленовом корпусе, ставший самой заветной мечтой гитаристов по всей планете.  
Любопытно, что с той поры изящный и функциональный дизайн Gibson Les Paul остался практически без изменений, и больше всего на рынке ценятся гитары той самой первой серии, образца 1952 года. И это удивительно, поскольку на фоне другой культовой гитары – «Фендер», оснащённой механическим вибратором, казалось, что «Гибсон» явно уступает по своим музыкальным возможностям. Тем не менее масса самых легендарных исполнителей так и остались верными «Лес Полу», в котором звук приходится подтягивать не рукояткой вибратора, а исключительно подушечками пальцев. На именных «Лес Полах» до сих пор играют Джимми Пейдж, Джефф Бек, Эрик Клэптон, Боб Дилан, Пол Маккартни, Кит Ричардс, Карлос Сантана и ещё масса самых именитых музыкантов, которые не желают переходить на другие марки гитар. Потому что, однажды взяв в руки этот инструмент, ты понимаешь, что попал в огромную жизнерадостную секту, в которой, кстати, состоит и автор этих строк.
Сам Лес Пол когда-то сказал о своём изобретении: «Мне нужно было взять кусок дерева и заставить его звучать как железнодорожный состав, но при этом мне необходимо было сделать инструмент красивым и любимым, чтобы человек, играющий на нём, думал о нём как о любовнице, бармене, жене, хорошем психиатре – о ком угодно…» Боюсь, что добавить что-либо к этому сложно – проще открыть кофр с любимой гитарой, воткнуть «джек» во вход усилителя и ударить по  струнам…
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300