8 июня, его звали «Руссо-Балт»
2 минуты
08 июня 2017
Фото: Александр Маркин
К производству собственных машин в России ещё в конце XIX века подступались сразу несколько мелких частных компаний, но настоящий успех отечественного автопрома зафиксирован именно 8 июня 1909 года, когда из ворот рижского Русско-Балтийского завода, основанного в 1874 году, выехал настоящий серийный автомобиль марки «Руссо-Балт».
Машинка была довольно изящная, вместимостью на двух человек, цвет кузова – серый. Под капотом у неё урчал 24-сильный 4-цилиндровый движок объёмом 4501 кубический сантиметр. По сути, это была классическая «отвёрточная» сборка, поскольку все узлы и детали в основном изготавливались в Бельгии. Тем не менее для огромной аграрной страны, которая только вступила на путь индустриализации, это было серьёзным прорывом.
Несмотря на дороговизну – а стоили первые модели «Руссо-Балта» до 7500 полновесных рублей, – машина пользовалась хорошим спросом и неплохо проявила себя и в российских, и в международных автогонках.Ею заинтересовались даже в царском дворе, куда были куплены два автомобиля. Кстати, всего в царском гараже имелись 58 автомобилей различных марок, но лично Николай II больше всего уважал именно первый «Руссо-Балт».
Эти машинки получили особую известность после побед на престижных гонках, например Санкт-Петербург – Монте-Карло в 1912 и 1913 годах. «Руссо-Балт» стал первым авто, которое доехало до вершины итальянского вулкана Везувий. Прочность этой машины была просто легендарной: зафиксирован случай, когда водитель «Руссо-Балта» не справился с управлением и врезался в крестьянскую избу. Изба развалилась, а машина практически не пострадала.
К сожалению, история рижского автозавода очень быстро закончилась – в 1915 году, когда немцы наступали на Ригу, завод пришлось эвакуировать в Москву. Всего с конвейера Русско-Балтийского завода  сошли 347 подобных автомобилей. До наших дней уцелел только один экземпляр, который сегодня находится в Политехническом музее.   
Кстати, в Москве, в районе нынешних Филей 1 июля 1917 года был запущен Второй автомобильный завод «Руссо-Балт», который после победы Октябрьской революции был национализирован и переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году на нём были выпущены несколько бронеавтомобилей на базе прежнего «Руссо-Балта» под грозным названием «Промбронь». Затем  завод был передан в концессию немецкой фирме «Юнкерс», которая выпускала здесь самолёты Ю-20 и Ю-21. В настоящее время этот легендарный завод входит в госконцерн имени Хруничева и выпускает продукцию ракетно-космического назначения.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300