Олег Видов сыграл свою роль до конца
8 минут
19 мая 2017
Фото: Glenn Francis, www.PacificProDigital.com
Как хотите, но первым искренним и колоссальным потрясением в моей жизни стал фильм «Всадник без головы». Во втором классе, выклянчив у мамы 10 копеек на билет в самом дешёвом ряду местечкового Дома культуры, я смотрел «Всадника» – от начала до конца, кажется, так и не закрыв рта. Разве что периодически сглатывал всухую, впервые на собственной шкурке ощущая, что значит выражение «гусиная кожа».
Завораживали замогильный саундтрек, общая мрачная атмосфера картины. Потрясала гигантская тень обезглавленного Генри Пойндекстера, на лошади едущего по облакам на глазах у толпы ошеломлённых ковбоев, собравшихся было линчевать мустангера Мориса Джеральда… Давно это было, точно сейчас не вспомню, но вроде бы я всё-таки не замочил штанишек от ужаса – чудом удержался. Сеанс был поздний, домой пришлось возвращаться по сумеречным улицам притихшего посёлка. Страх был настолько велик, что, появись из-за ближайшего угла не то что всадник без головы, а обычный велосипедист – я бы умер на месте в страшных судорогах. Только дома, всхлипывая на тёплом мамином плече, я более или менее пришёл в себя. И заставил себя ещё раз посмотреть этот в буквальном смысле слова потрясающий фильм, лишь вернувшись из армии.
Мастерская работа кинооператора, блестящий актёрский состав, сами по себе характерные роли героев Майн Рида сделали «Всадника» всесоюзным любимцем. Только за первый год проката, в 1973-м, картину посмотрели 52 млн зрителей. Сыгравший главную роль синеглазый красавец Олег Видов стал суперзвездой экрана – любимцем девушек. У мужчин вошли в моду куртки с бахромой, отпоротой от скатертей. Пацаны во дворах азартно играли в мустангера и банду Эль Койота. Все как один хотели быть Морисом Джеральдом, следопытом Зебом Стампом или, на худой конец, мексиканским бандитом. На роль страшного всадника без головы охотников решительно не находилось. Перст судьбы: в роли обезглавленного Генри снимались двое восьмилетних огольцов, одному из которых впоследствии оторвало голову в автоаварии…
Первый успех, первая любовь
Олег Видов родился в подмосковном посёлке Филимонки 11 июня 1943 года в семье экономиста и школьной учительницы, с 14 лет пошёл работать: сначала санитаром в 29-й городской больнице, затем монтажником на грандиозной московской стройке – на сооружении Останкинской телебашни. Впрочем, до этого с родителями он поколесил по свету: жил в Монголии, ГДР, Казахстане.  
Первую эпизодическую роль в фильме «Друг мой, Колька!..» Олег сыграл в 1960 году. После съёмок директор картины дал парню отличную характеристику, с которой тот без труда поступил во ВГИК на актёрский факультет. Одновременно Олег подрабатывал осветителем на студии научно-популярных фильмов. Учился на одном курсе со Станиславом Говорухиным и Леонидом Нечаевым, режиссёром фильма о Буратино. На богемную жизнь у красавчика студента престижного вуза с абсолютно несоветской внешностью, по его же признанию, попросту не хватало сил: «У меня свободного времени практически не было. Я много снимался: за пять лет три главные роли, в семи фильмах – эпизоды. А ещё ведь зачёты, экзамены, курсовые и прочее…»
Настоящая известность пришла к актёру в 1964 году, после выхода на экран фильма Владимира Басова «Метель», экранизации одноимённой повести Пушкина. Далее были запоминающиеся роли в картинах «Обыкновенное чудо» и «Сказка о царе Салтане». Как водится, у киноартиста появились толпы восторженных поклонниц. Однако и тогда Олегу было не до амурных приключений. В 1966 году он влюбился без ума в девушку, случайно встреченную в электричке. Отказать в ответных чувствах красавцу актёру Марина не могла: «Мариночку я очень любил. Какие могут быть поклонницы, когда рядом была обожаемая жена?! – вспоминал как-то Олег Видов. – Но долго прожить вместе нам не удалось. Во-первых, молодые были, «зелёные», неопытные. Во-вторых, не сошлись характерами. Чуть что – вспыхивали, как спички. В общем, быстро перегорели…»
«Сам ты ёлка!.. Карту купи, лапоть!»
1967 год стал для Олега Видова поистине звёздным после съёмок в датском фильме «Красная мантия», саге о Хагбарде и Сигне – скандинавских Ромео и Джульетте. Фильм на Западе стал культовым во многом благодаря образу викинга, созданному русским актёром. Самого Олега поразил процесс съёмок, столь непохожий на тот, к которому он привык на родине: «В Дании было потрясающе! Особенно поражало отношение к актёру: о нас заботились как о родных, на съёмочной площадке кормили, всегда были свежие бутерброды, кофе. В Советском Союзе такой заботы не было. Мы же в перерыв всегда бежали в столовку обедать, тратили время, нервы...» Перед первым зарубежным выездом актёра по традиции инструктировали о том, чтобы он был осторожен, не поддавался попыткам вербовки. «В Дании я всё время осматривался, особенно первое время, в поисках того, кто меня тут собирается вербовать. Ни одна собака не подошла! Да и бесполезно… У меня и мысли не было оставаться на Западе, ведь дома, в Москве, оставались мои родные, семья».
В отечественный прокат фильм вышел под названием «Сага о викинге», и изумлённые советские зрители, пожалуй, впервые смогли увидеть на широком экране настоящую эротическую сцену с участием Видова, к тому же весьма продолжительную по времени.
В 1969 году актёр снимался в югославской военной драме «Битва на Неретве». Фильм стал самым высокобюджетным в истории Югославии, номинировался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а рекламный плакат к нему нарисовал Пабло Пикассо. Олег Видов на съёмках и в кадре оказался в одной обойме с Юлом Бриннером и Сергеем Бондарчуком и, хотя исполнил второстепенную роль, запомнился своим ярким образом и зрителям, и критикам. Именно после выхода на экран этого фильма режиссёр Владимир Вайншток пригласил Олега на главную роль в свой проект – картину «Всадник без головы». Кроме того что этот отечественный вестерн стал мегапопулярным в СССР, даже сегодня на удивление зрелищен и принёс Видову бешеную популярность, добавить, пожалуй, нечего.
Впрочем, до «Всадника» актёр по приглашению Георгия Данелии  снялся в гениальной кинокомедии «Джентльмены удачи». Это случилось в 1971 году. Малозначительная роль старшего лейтенанта Славина всё же не прошла незамеченной. Обучение воровской фене директора детсада Прошкина в арестантском вагоне и уморительный диалог с рецидивистом Косым в такси – те самые мелочи, без которых «Джентльмены удачи», возможно, и не получили бы столь крупного успеха у зрителей.  
Готов был слесарем работать, но затащили в Голливуд
В 1970 году актёр женился на Наталье Федотовой, первой красавице Москвы и светской львице, подруге дочери генсека Галины Брежневой. В браке родился сын Вячеслав, но и этот союз продержался недолго. «Наталья очень умная, очень красивая, но у нас были совершенно разные интересы, – вспоминал Олег. – Я по натуре свободен, как птица, она – домосед. Вскоре мы разошлись, и бывшая жена стала по мере сил вставлять мне палки в колёса. Скажем, звонила во ВГИК, требовала, чтобы мне не выдавали диплом. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда».
В 1983 году Олег Видов уехал в Югославию, активно снимался. Через два года Госкино внезапно потребовало, чтобы актёр в течение 72 часов вернулся на родину. Возвращаться в СССР он категорически не хотел. Знакомые югославские артисты тайно вывезли Олега в Австрию, затем он перебрался в Италию, где познакомился с американской журналисткой Джоан Борстейн. Оба они в те дни и представить себе не могли, что проживут в счастливом браке более 30 лет…
«Был уверен, что в Америке никому как актёр не буду интересен, с моим-то чудовищным английским, поставил на своей карьере крест, – делился воспоминаниями Видов. – Внутренне приготовился к любому варианту, готов был работать слесарем, электриком. Но как только оказался в Калифорнии, в окрестностях Голливуда, друзья опять потащили меня в кино!» Особенно усердствовал в этом Савелий Крамаров. И совершенно не напрасно! Олег Видов – один из немногих советских актёров, сумевших сделать карьеру в Голливуде.
Первый большой успех – съёмки в боевике «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером. Слово Олегу: «Арни – большой молодец! На съёмочной площадке вёл себя по-дружески, очень хорошо ко мне относился. Мы же оба эмигранты, понимаем друг друга – насколько тяжело поначалу с языком, с работой… Я в то время сильно похудел – ещё не знал, что у меня серьёзные проблемы со здоровьем. И Арнольд мне сказал: «Надо больше есть мяса! Тебе нужны протеины. А ты, я смотрю, всё фрукты трескаешь». Поначалу режиссёр собирался дать Видову роль русского злодея, но быстро понял, что ошибся с выбором, сказал актёру: у тебя слишком добрые глаза. Что было сущей правдой. Уж кому-кому, но не Олегу играть отпетых негодяев! В итоге Видов сыграл напарника Арни, милиционера Юрия.
Затем вместе с Микки Рурком актёр снялся в фильме «Дикая орхидея». На съёмках в Бразилии ему стало совсем худо. Обследование показало запущенную опухоль гипофиза, по счастью, доброкачественную. Хотя риск её перерождения в опасную форму оставался. «У нас в Советском Союзе в то время просто не было аппаратуры для проведения подобной операции. С таким диагнозом  наши соотечественники чаще всего отправлялись к патологоанатому. Мне крупно повезло, что я избежал такой участи», – говорил актёр.
Да, операция прошла успешно, после неё Олег прожил 28 лет, но болезнь в итоге взяла своё...
16 мая от осложнений онкологического заболевания культовый советский и американский актёр Олег Видов скончался на 74-м году жизни в городке Уэстлейк Виллидж, штат Калифорния, оставив в печали миллионы поклонников по всему миру.
Впрочем, с нами остаются 53 его фильма. Многие из них пересматривать можно буквально без конца…
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300