10 мая, история советской «Золушки»
5 минут
10 мая 2017
Фото: Glamhag
История одной из самых популярных советских киносказок началась ещё в 1944 году, когда режиссёр Надежда Кошеверова, вернувшись из эвакуации в Москву, встретила там обаятельную и хрупкую актрису Янину Жеймо. Как описывала сама Кошеверова, «она сидела в уголке – такая маленькая, растерянная… Я взглянула на неё и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»
Жеймо была к тому времени довольно популярной и состоявшейся актрисой, снявшейся в нескольких десятках фильмах, в том числе и в культовой военной ленте «Два бойца». Идея сыграть Золушку ей, безусловно, понравилась, тем более что за сценарий будущего фильма взялся замечательный драматург и сказочник Евгений Шварц, который также с восторгом воспринял кандидатуру главной исполнительницы. Он начал писать сценарий исключительно под Янину Жеймо. Заметим, что самой Янине в 1946 году, когда началась работа над фильмом, было уже 37 лет. Тем не менее её маленький рост и юношеский задор, с которым она играла все свои роли, позволили создать на экране трогательный образ юной особы, прошедшей через все житейские невзгоды и добившейся своего счастья.
Вообще «Золушка» – один из самых древнейших сюжетов на нашей планете. Сказка о девочке-простушке, мечтающей о принце, уходит корнями в произведения древних греко-египетских авторов. К примеру, ещё в I веке до н. э. история о девушке Родопис была записана греческим историком Страбоном, затем эту сказку пересказал великий Эзоп в VI–VII веках до н. э. Более ранний вариант этой истории был найден в Древнем Египте, правда, в более специфической версии: героиня сказки была прекрасной проституткой по имени Фодорис, которая купалась в реке, а в это время орёл украл её сандалию и принёс фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон тут же объявил розыск её обладательницы. Девушку находят, и очарованный её красотой фараон женится на Фодорис.
Дальше этот сюжет кочует по всей Европе – в разных версиях историю о Золушке можно найти в фольклоре Испании, Рима, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии…
После великих географических открытий, когда европейцы стали проникать в отдалённые уголки земли, аналогичный сюжет они встречали в Корее, Китае и других странах. Всего в фольклоре разных стран и народов зафиксировано почти 700 версий истории про Золушку, включая русскую сказку о «Чернушке». Тем не менее классический вариант пришёл к нам из сборников сказок Шарля Перро. И уже на основе этой версии Евгений Шварц написал сценарий советского фильма-сказки.
Надо заметить, что время для создания этой волшебной киноистории было выбрано как нельзя кстати. В голодном послевоенном 1946-м, когда половина страны ещё лежала в руинах, а граждане СССР могли добыть продукты только по карточкам (их отменят лишь в декабре 1947-го), больше всего измученному войной народу не хватало чего-то светлого и сказочного. И фильм «Золушка» стал такой классической голливудской историей, где добро и скромность побеждают жадность и подлость.
В фильме снялся целый ансамбль блестящих и знаменитых актёров: Эраст Гарин, Сергей Филиппов, Фаина Раневская, Василий Меркурьев и многие другие. Каждый из них создал свой удивительный и неповторимый образ, и в результате известная сказка вышла за рамки привычного сюжета и стала совершенно новой версией «Золушки» – более тонкой, философской и ироничной. Король то и дело по каждому пустяку отказывается от престола и тут же снова водворяет корону на свою голову. Лесничий до смерти боится своей жены – у неё такой же ядовитый характер, какой у её родной сестры, которую проглотил людоед и умер от отравления. Вообще этот фильм стал триумфом не только крохотной Янины Жеймо, но и её полной противоположности – злой Мачехи в исполнении очаровательной Фаины Раневской. По сценарию, Раневская играет буквально исчадие ада – жёсткую и властную тётку, которая гнобит всех хороших и добрых людей. В её Мачехе зрители узнавали вполне современную дамочку – склочницу, которая установила в семье режим своей диктатуры. При этом её сила и безнаказанность происходят из-за огромных связей среди «нужных людей». Даже простоватый Король признаёт: «У неё такие связи, что лучше её не трогать…»
По воспоминаниям коллег, Раневская с большим удовольствием играла Мачеху, очень много привнесла в роль своих едких реплик, которые были приняты режиссёром и сценаристом. При этом с образом Мачехи происходит неожиданная метаморфоза: по замыслу фильма, она должна быть объектом ненависти, но вместо этого вызывает восхищение и восторг даже у юных зрителей.
Когда фильм вышел на экраны, он стал безусловным хитом, и не только в СССР. Уже к концу 1947 года его с успехом показали в Финляндии и Австрии, а затем во Франции, Швеции и Японии. Зарубежный зритель принял советскую версию популярной сказки с большим восторгом. В нашей же стране в первый год проката картину посмотрели 18,27 млн зрителей, что позволило ей завоевать 4-е место в общесоюзном рейтинге. Фильм дважды восстанавливали – в 1967 и 1981 годах. А в 2009-м он пережил модную в те годы «колоризацию» – компьютерное наложение цвета на чёрно-белую копию.
Кстати, знаменитые «хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо – актриса носила 31-й размер обуви. В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить. Лишь пару раз мы видим эти туфельки в кадре. Чтобы скрыть возраст Янины Жеймо, сцены с её участием снимали только в вечернее время, когда лицо актрисы находилось «в лучшей форме». Впрочем, Алексею Консовскому, сыгравшему Принца, во время работы над фильмом было 35 лет, а снявшемуся в роли отца главной героини Василию Меркурьеву – 43 года. Но, несмотря на все эти возрастные заморочки, «Золушка» и сегодня вполне современно смотрится как удивительная и трогательная история, рассказанная не только для детей, но и для их родителей.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300