Фото: RIA Novosti archive, image #360268 / A. Cheprunov / CC-BY-SA 3.0
5 мая 1912 года в Российской империи появилась новая газета, рассчитанная на сознательный пролетариат, который должен был стать движущей силой русской революции. Рабочее движение в стране было тогда на подъёме, и вождь большевиков Владимир Ленин, как гениальный политтехнолог, очень чётко понимал, что организовать протестные настроения в огромной стране и объединить их в мощную силу можно только при помощи влиятельной газеты.
Разговоры о создании такой газеты среди большевиков шли давно, но в тот год сложились особо благоприятные условия: вся Россия пребывала в шоке после зверского и бессмысленного Ленского расстрела, случившегося в апреле 1912-го – общество негодовало, ненависть к власти кипела среди всех сословий. Оставалось только поднести спичку, и страна была готова полыхнуть. Такой «медийной спичкой» стала газета «Правда», первый номер которой был выпущен в символический день 5 мая – день рождения кумира русских большевиков Карла Маркса. Уже после победы Октябрьской революции этот день решено было сделать профессиональным праздником работников прессы.
В первом выпуске «Правды» было совсем немного материалов – в основном обращения к читателю и объяснения задач нового издания плюс несколько объявлений о собраниях и лекциях для трудящихся. Вишенкой на торте смотрелось стихотворение малоизвестного поэта Ефима Придворова (позднее ставшего советским классиком Демьяном Бедным), где прозвучали такие пронзительные строки:
«Кошмарный сонъ – былыя бѣды,
Въ лучахъ зари – грядущій бой.
Бойцы в предчувствіи побѣды
Кипятъ отвагой молодой…»
Въ лучахъ зари – грядущій бой.
Бойцы в предчувствіи побѣды
Кипятъ отвагой молодой…»
Это потом уже газета станет главным официальным печатным органом СССР, попасть на работу в которую было мечтой любого советского журналиста. Я помню редакцию «Правды» в момент её наивысшего расцвета – в конце 80-х годов. Меня, тогда молодого репортёра «Комсомолки», случайно попавшего в соседнее здание на улице Правды, до глубины души потрясла тамошняя помпезная атмосфера, где каждый сотрудник сидел в отдельном кабинете и шествовал по редакционным коридорам с гордостью броненосца. Журналисты «Правды» казались нам небожителями, до которых нам, молодым, никогда не дорасти…
Потом всё резко изменилось – после развала СССР «Правда» утратила свои статус, престиж и все полагающиеся к нему «коврижки». Да и сама советская пресса стала на глазах мутировать в нечто новое, малопонятное, крикливое и не слишком профессиональное.
Тем не менее праздник всех журналистов – День печати, отмечавшийся по традиции 5 мая, – так и остался в нашей исторической и бытовой памяти. В 1991 году новая российская власть ввела День российской печати, который привязали к довольно умозрительной дате – 13 января. В этот день в 1703 году, по некоторым данным, Пётр I выпустил первый номер газеты «Ведомости».
Чтобы затвердить эту дату в сознании работников СМИ, несколько лет подряд в Москве проводились пышные и хлебосольные «Балы прессы», на которые журналисты ходили с удовольствием. Однако каждый год по всем редакциям не забывали отмечать и 5 мая в более тесном и дружеском кругу. Увы, с годами 13 января так и не прижился и не стал подлинно журналистским праздником. Видимо, не слишком удачной была выбрана дата – завершение длинных январских выходных, да ещё и в день, когда вся страна отмечает любимый народный Старый Новый год.
Вот почему каждый год 5 мая, несмотря на утрату политического значения этой даты, журналисты всей страны с утра начинают сбрасываться, засылать гонцов в ближайший магазин и возбуждённо сдвигать столы в редакционных помещениях. И дело тут не в личном отношении к Петру I или Карлу Марксу – просто все мы выросли из большой и интересной советской журналистики, которая была для нас серьёзной школой. А ни один нормальный человек никогда не забывает свою школу, поэтому с праздником нас всех!