2 мая, «ГАЗ» до отказа!
5 минут
02 мая 2017
Фото: seriocomico
В начале 30-х годов Советский Союз взял резкий курс на индустриализацию огромной, некогда крестьянской страны, которой сразу же понадобился огромный автомобильный парк, для того чтобы обслуживать сотни новых строек. Покупать такое количество машин за границей было просто невозможно, поэтому СССР начал строительство собственного автопрома. И одним из флагманов новой отрасли стал Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова, в дальнейшем получивший название Горьковского автомобильного завода. Сокращённое название предприятия – «ГАЗ» – стало одним из самых известных советских автомобильных брендов.
А началось всё ещё 31 мая 1929 года, когда тогдашний советский Совмин – ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по  налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей на платформе моделей Ford-A и Ford-АА. То есть первые советские машины, выпущенные на «ГАЗе», были, по сути, «американцами» по происхождению. Сам завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», и только само строительство вёл советский трест «Металлострой».
2 мая 1930 года в строительство нового гигантского объекта был заложен первый кирпич, и с этого дня началась славная история «ГАЗа».
Ford AA (Фото: Lars-Göran Lindgren Sweden) и ГАЗ-АА «Полуторка» (Фото: Andrey68)
Уже через полтора года, в январе 1932-го, сам завод был сдан в эксплуатацию, и в том же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА, знаменитая «полуторка», которая с 1933 года получила название ГАЗ-АА. А в декабре 1932-го началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом типа фаэтон.
Очень быстро наши конструкторы начали усовершенствовать американские прототипы и вводить новые элементы в фордовские модели, чтобы сделать их более мощными и приспособленными к нашим дорогам, мало напоминавшим американские.
К 1933 году на «ГАЗе» был выпущен первый 17-местный автобус ГАЗ-03-30, затем – двухтонный трёхосный грузовик ГАЗ-ААА и 1,2-тонный самосвал ГАЗ-410. Линейка выпускаемых моделей увеличивалась с каждым годом, а 17 апреля 1935 года с конвейера завода сошёл 100-тысячный автомобиль – легковой ГАЗ-А. В этом же году прекратился договор с Фордом – советские автостроители достигли такого уровня, когда помощь американцев уже не требовалась, да они и сами это понимали. СССР получил документацию на модель Ford Model B образца 1933 года, на базе которой потом стали выпускать 4-дверный 5-местный седан ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), вошедший в историю как «Эмка». Эта модель стала самой популярной и престижной легковой машиной страны.
Грузовик ГАЗ-60
К началу 1941 года на «ГАЗе» освоили выпуск первого в мире комфортабельного внедорожника с закрытым кузовом типа седан ГАЗ-61-73, который впоследствии превратился в знаменитого покорителя сельских и военных дорог ГАЗ-64 и получил в народе сразу несколько названий – «газик», «бобик» и даже почему-то «козлик».
Примечательно, что перед самой войной аналогичную модель командирского полноприводного внедорожника выпустили и американцы – это был джип Willys-MA, однако по многим параметрам наш «козлик» обходил своего заокеанского собрата.
Во время войны на «ГАЗе» выпускали не только машины, но также освоили производство танков – тут был построен первый плавающий танк Т-38, лёгкий танк Т-60, ставший после доработки более тяжёлым Т-70, а затем сменившим его Т-80. А в 1942-м в цехах «ГАЗа» началась сборка первых бронеавтомобилей БА-64 на базе советского «джипа» ГАЗ-64.
Пришлось заводу выпускать даже артиллерийские самоходки СУ-76. Всего за время войны в цехах «ГАЗа» были собраны 176 221 автомобиль, около 12 тысяч танков, более 9 тысяч самоходок и 24 тысячи миномётов. Помимо этого, на заводе выпускались автомобильные моторы и реактивные снаряды для «катюши».
Понимая стратегическую важность и ценность завода, немцы неоднократно пытались бомбить цеха «ГАЗа». Этот факт не очень широко освещён в истории Великой Отечественной, но «тыловой» Горький регулярно подвергался бомбардировкам с осени 1941-го до лета 1943-го, поскольку все ресурсы ПВО были стянуты к Москве. Уже перед переломной Курской битвой немецкая авиация умудрилась совершить семь мощнейших авианалётов на цеха «ГАЗа» – разрушения получили 50 корпусов и зданий завода, погибли десятки рабочих. Но уже через 100 дней завод работал в полную силу.
ГАЗ М20 «Победа»
После войны из цехов «ГАЗа» стали выкатываться знаменитые машины М-20 «Победа», затем – не менее знаменитые «Волги» – ГАЗ 21, а в 1959-м на заводе освоили выпуск роскошных лимузинов представительского класса ГАЗ-13 «Чайка», которая стала самой престижной моделью для высокого начальства и недосягаемой мечтой советских подпольных миллионеров.
Фото: Zimin Vas
Несмотря на все кризисы и трудности, автозавод «ГАЗ» по-прежнему находится на плаву. В декабре 1995 года он выпустил 15-миллионный автомобиль под маркой «ГАЗ». Сегодня он по-прежнему производит массу самых разнообразных моделей для частных водителей и больших компаний, для армии и специальных служб, однако в историю современной России он вошёл как производитель самых массовых машин для малого бизнеса – «Газель» и «Соболь». С недавних пор в цехах «ГАЗа» начали собирать и «иномарки» совместно с концернами Daimler, GM и Volkswagen.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300