24 апреля, «Волга-Волга» – музыкальный блокбастер 30-х годов
4 минуты
24 апреля 2017
Некоторые кинокритики считают музыкальную кинокомедию «Волга-Волга», снятую режиссёром Григорием Александровым в 1938 году, стопроцентно пропагандистской лентой, которая создавалась для подтверждения запущенного Сталиным тезиса о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее».
И тем не менее этот удивительный фильм трудно назвать произведением в стиле социалистического реализма: если внимательно приглядеться, то «Волга-Волга» – скорее классическая голливудская картина. Причём в ней сочетаются сразу несколько стилей американского кино.
Во-первых, это безусловный мюзикл: в картине много поют, танцуют, да и вообще сюжет о самодеятельных артистах, которые рвутся из глубокой провинции в столицу, чтобы там добиться признания, – это абсолютно голливудская история. Во-вторых, фильм, где герои всё время куда-то едут, переживают приключения по дороге, постоянно оказываясь в смешных положениях, – это классический стиль роуд-муви, также созданный в Голливуде. Ну и, наконец, фильм носит все признаки лирической комедии с хеппи-эндом и полным триумфом героев, которые получают всё: и любовь, и признание, и, судя по всему, неплохую карьеру в будущем.
Надо понимать, что Григорий Александров вообще был режиссёром не слишком советским, который очень многое брал на вооружение из опыта своих заокеанских коллег. Кстати, даже идею «Волги-Волги» ему подсказал… сам Чарли Чаплин.
Однажды знаменитых советских режиссёров – Эйзенштейна, Александрова и Тиссэ – американцы пригласили погостить в Голливуд. Великий комик Чаплин, пользуясь случаем, зазвал русских гостей к себе на виллу, где после хорошего застолья предложил покататься на лодке по озеру. Размахивая вёслами, Григорий Александров вдруг затянул старинную песню про Стеньку Разина: «Волга-Волга, мать родная, Волга – русская река…» Зачарованный Чаплин признался, что песня просто великолепна и Григорию надо обязательно снять фильм, прославляющий великую русскую реку. Александров пообещал классику кинематографа и своё обещание сдержал.
Любовь Орлова и Евгений Александров, 1937 год
Ну а дальше началась работа над фильмом, главная роль в котором, естественно, была предложена любимице режиссёра Любови Орловой, создавшей яркий образ энергичной почтальонки по прозвищу Стрелка. Второй самый сильный образ в фильме создал Игорь Ильинский, сыгравший классического бюрократа и карьериста Бывалова, который душит народную инициативу и всячески мешает самодеятельным артистам реализовать свои таланты.
Этот образ типичного советского чинуши Ильинский продолжал развивать и в роли товарища Огурцова, который появляется позднее в фильмах «Карнавальная ночь» (1956) и «Старый знакомый» (1969). Известна такая забавная история: после премьеры «Волги-Волги» съёмочную группу пригласили в Кремль. «Кто этот человек?» – спросил во время приёма Сталин. «Это Ильинский, известный киноартист». «А кому он известен? – удивился Сталин. – Я его не знаю!» «Иосиф Виссарионович, это же Бывалов», –  подсказал кто-то из свиты. «А, Бывалов! – тут Сталин улыбнулся. – Тысяча извинений. Ну что ж, товарищ Бывалов, вы бюрократ и я бюрократ, мы, два бюрократа, должны понять друг друга». Неудивительно, что после такого приёма Ильинский получил за «Волгу-Волгу» Сталинскую премию. Кстати, сам вождь очень любил этот фильм и частенько его пересматривал, а в 1939 году он даже обиделся на Риббентропа, когда тот не захотел смотреть его любимый фильм во время визита в СССР. 
Фильм «Волга-Волга» бесценен ещё и как кинодокумент эпохи. В его кадрах можно увидеть, как выглядела советская страна в 30-е годы, бытовые подробности жизни простых людей, только что отстроенные масштабные объекты – канал имени Москвы, Северный речной вокзал в столице и многие другие. Любопытная подробность – в кадрах, где теплоход «Севрюга» с главными героями входит в акваторию Москвы, мы видим огромное водохранилище, на котором отдыхают москвичи: очень много яхт, парусников и обычных вёсельных лодок. Судя по этим кадрам, культура водных видов спорта в столице была на самом высоком уровне.
Из-за разных исторических катаклизмов первоначальная версия фильма подвергалась цензурной зачистке – при Хрущёве из неё вырезали все кадры, где попадаются памятники Сталину. А при Горбачёве, объявившем войну алкоголю, вдвое сократили песню «Водовоза», в которой упоминаются спиртные напитки. В результате эта сцена стала выглядеть достаточно нелепо: сначала товарищ Бывалов появляется мокрым, и только потом его обливают из ведра.
Тем не менее фильм навсегда остался в золотой коллекции советской киноклассики и даже пережил модную нынче колоризацию – в 2010 году Первый канал показал цветную версию «Волги-Волги». И что символично – компьютерную колоризацию провели в том же Лос-Анджелесе, где когда-то была придумана идея самого фильма.
Ну и, как и всякая добротная кинокомедия, «Волга-Волга» подарила нам несколько крылатых фраз, которые давно ушли в народ:
– Да потому что без воды – и ни туды, и ни сюды!
– Автора! Автора!
– Успокойтесь, товарищи. Была бы песня – автор найдётся.
– Товарищи Дуни, немедленно сознавайтесь, кто из вас написал песню!
– Передай своей Дуне, что она дура!
– Очень уж долго помирает.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300