18 апреля, «Зоопарк» имени Майка
6 минут
18 апреля 2017
В начале 80-х годов мне совершенно случайно попалась магнитофонная кассета с подпольным альбомом некой группы «Зоопарк», которая потрясла простецким звучанием, незамысловатыми рок-н-ролльными гитарными рифами и совершенно невероятными для советской музыки текстами. Поначалу я даже принял неизвестную мне группу за разновидность блатного шансона – уж слишком брутальными были тексты песен, в которых описывались сексуально-алкогольные похождения лирического героя, судя по всему, изрядно натерпевшегося в этой жизни от ветреных женщин и ненадёжных приятелей.
Очень быстро я сообразил, что никакой это не шансон, а как раз самый что ни на есть классический блюз-рок – и по музыкальному содержанию, и по текстам песен. Более того, возникало чёткое ощущение, что я слушаю хорошую западную группу, которая почему-то поёт на русском языке – в музыке «Зоопарка» не было ни единого намёка на ту слащавую и малоритмичную традицию, которой следовала вся тогдашняя советская эстрада. Я стал допытываться у своих друзей, что это за группа и кто её солист. Один из приятелей, учившийся в ленинградском институте – ЛИИЖТ, по-снобистски снисходительно мне разъяснил: «Ну ты валенок! Это же Майк Науменко – звезда питерского рока, а его «Зоопарк» – самая крутая после «Аквариума» команда в городе!» Так среди моих музыкальных пристрастий появился новый неведомый кумир.
В ту пору информацию о наших альтернативных музыкантах было труднее достать, чем о звёздах западного рока, поэтому, кроме имени лидера «Зоопарка», я не знал ничего. Судя по его песням и интонации, воображение рисовало довольно взрослого, умудрённого опытом человека, прожившего большую, бурную и сложную жизнь.
И каково же было моё удивление, когда я выяснил, что человеку, потрясшему меня своей лирикой и драйвом текстов, не было даже 30 лет, когда он записал свои главные хиты: «Дрянь», «Прощай, детка!», «Пригородный блюз», «Я возвращаюсь домой», «В уездном городе N» и тот самый «Мажорный рок-н-ролл», который почему-то позже стал визитной карточкой группы «Секрет», не имевшей никакого отношения к его созданию.
А сам Михаил «Майк» Науменко оказался довольно тихим интеллигентным парнем, который внешне никак не походил на рок-идола. По описанию людей, знавших его хорошо, таким Майк выглядел ровно до той секунды, пока не подходил к микрофону и ударял по струнам – с ним тут же происходила невероятная перемена: он входил в другое состояние, где были только ритм, завораживающая музыка и обнажённый нерв тонко чувствующего исполнителя.
По словам его близкого друга Бориса Гребенщикова, с которым они начинали вместе выступать ещё в начале 70-х годов, «он загнал себя в такое измерение, в котором всю жизнь и прожил, и мир видел только внешнюю его сторону. А внутренней стороны он, по-моему, просто не понял. Майк – как бы солидный, звезда, очки и всё такое, а ведь он был прямой противоположностью всему этому, ему как было лет 15 или 16, так и осталось. Тогда он создал свой особый мир и стал в нём жить. И он всю жизнь слушал музыку, связанную с этим миром: старый рок-н-ролл, Болана, что-то ещё... Он всю жизнь в этом и оставался. Мы с ним встречались, не могу сказать, чтобы очень уж часто в последний период времени, но я видел – он всегда стопроцентно оставался абсолютно верен себе».
Михаил Науменко родился 18 апреля 1955 года в типичной семье ленинградских интеллигентов: отец – преподаватель в инженерно-строительном институте, мать – библиотекарь. Учился в английской спецшколе, рисовал, сочинял стихи, как и все, слушал зарубежных исполнителей, от которых сходило с ума наше поколение, – «Битлз», Боба Дилана, «Ти Рэкс» Марка Болана, Дэвида Боуи и других. Увлекался авиамоделированием, чтением и переводами с английского. После знакомства с Борисом Гребенщиковым увлёкся музыкой, в конце 70-х выступал в «Аквариуме» в качестве гитариста и даже записал совместный магнитоальбом «Все братья – сестры», который разошёлся по всему Советскому Союзу десятками тысяч копий.
Потом начался самостоятельный период творчества вместе с его персональной группой  «Зоопарк». Осенью 1987-го мне посчастливилось увидеть их вживую на легендарном рок-фестивале в Подольске. Тогда, в конце 80-х, когда для подпольных музыкантов вдруг открылись все шлюзы и возможности, очень многие бывшие кумиры резко ушли в коммерцию и фактически перестали писать те искренние и заводные песни, за которые их обожала публика. Началась напряжённая битва за сборы от концертов и грамзаписей.
Удивительно, что Майк остался среди тех немногих, кто был равнодушен к «золотому тельцу»: он не особо лез в телевизор и в ротацию на радио, не рвался пиариться в СМИ, не требовал космических гонораров. После получения статуса профессионального музыканта он с группой ездил по всей стране, честно отрабатывал напряжённую концертную программу, ни разу не опускаясь до фонограммы и «минусовок» – только настоящий рок и полное выкладывание на сцене.
К сожалению, из-за напряжённого графика и неизбежных в рок-среде алкогольных излияний здоровье музыканта стало ухудшаться. Произошёл разрыв с женой, резко ухудшилась моторика левой руки – играть на гитаре становилось всё сложнее. Друзья видели, что с Майком происходит неладное – он словно сознательно сгорал на глазах.
А 27 августа 1991-го произошла трагедия – 36-летнего музыканта нашли мёртвым в его коммунальной квартире. Причина смерти – кровоизлияние в мозг из-за перелома основания черепа. Официальная версия – поскользнулся в квартире, упал и умер из-за того, что некому было оказать ему помощь. По мнению близких друзей, в этой истории не всё чисто – по некоторым данным, его избили и ограбили у собственного подъезда. В те дни после только что закончившегося путча страна жила только политическими переживаниями – на глазах разрушался привычный мир, поэтому смерть скромного ленинградского музыканта не заинтересовала большие СМИ и органы внутренних дел.
Через несколько месяцев прекратил своё существование Советский Союз, а вместе с ним в историю уходили прежний уклад жизни и прежняя культура, в том числе – та неформальная и не слишком прагматичная, к которой принадлежал и Майк Науменко. Он умер, как и жил – советским подпольным музыкантом, так и не успевшим стать российским – успешным и сытым, какими сегодня выглядят многие из его соратников.
Кстати, как настоящий поэт он очень часто писал пророческие строки о своём скором уходе, как, например, в этом четверостишье:
«Я слишком долго был здесь.
Наверно, мне пора прощаться,
И все же я хотел остаться,
Но, увы, мне пора...»
Тем не менее Майк не ушёл совсем: практически все наши рок-музыканты сегодня признают его влияние на их собственное творчество. А его хиты по-прежнему слушаются свежо и по-философски пронзительно.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300