Новые театральные маршруты: «Около дома Станиславского» и «Мастерская Петра Фоменко»
6 минут
01 октября 2016
В повседневной жизни мы чаще всего ходим привычными маршрутами — это удобно. Примерно то же и с театрами: есть известные имена, труппы с солидной историей и хорошей репутацией. Походы в театр тоже становятся частью наших маршрутов, только не повседневных, а особых, праздничных. Причем в случае с театрами свернуть с привычного пути не всегда означает попасть в ловушку рискованного сценического эксперимента. Иногда на новом маршруте можно встретить то, что окажется близким, своим или позволит взглянуть на вещи под новым углом. Сегодня мы расскажем о двух таких театрах.
Театр «Около дома Станиславского»
Возможно, самый негромкий театр в Москве. Здесь не декламируют во весь голос, не играют «на разрыв», не делают экспрессивных жестов. Зато поют под гитару дворовые песни и романсы. А еще без лишнего пафоса читают пронзительные стихи. Театр, созданный режиссером Юрием Погребничко, интеллигентен в обращении со зрителем: никаких агрессивных приемов и средств воздействия. Возникает ощущение, что с тобой делятся чем-то сокровенным, говоря о том, что саднит даже в самые светлые дни или, наоборот, обнадеживает и согревает даже в трагических обстоятельствах. Благодаря такой откровенности и ненавязчивости в зрителях пробуждаются личные воспоминания и ассоциации, и каждый выходит из зала со своим уникальным впечатлением. Для этого театра очень важна память: Погребничко интенсивно работает с советским прошлым — как на уровне личного опыта, так и на поколенческом уровне.
«Нужна драматическая актриса (Лес)», реж. Юрий Погребничко | 14+
Что в этом спектакле привычно?
Сюжет А.Н. Островского, язык «певца Замоскворечья», который хочется неспешно смаковать. Два актера, трагик Несчастливцев и комик Счастливцев, ищущие работы и средства к существованию, по стечению обстоятельств попадают в усадьбу Пеньки, к тетке Несчастливцева, которая видит племянника исключительно в кошмарных снах и боится, что он будет претендовать на долю наследства. В этом тихом месте «старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных». Но Счастливцев и Несчастливцев находят способ помочь несчастным и притесняемым, а сами снова отправляются в путь, свободные и верные своему искусству, не обретя ни драматической актрисы для спектакля, о котором они мечтают, ни денег. Актеры «Около» разыгрывают комедию (хотя в действительности, конечно, трагикомедию) Островского с азартом и неподдельным удовольствием. Анатолий Егоров настолько упоительно смешон в ролях Счастливцева и Гурмыжской, что трудно удержаться от восклицания «браво!». Алексей Левинский в роли Несчастливцева доказывает, что подлинная трагедия может быть и тихой, акварельно-прозрачной.
Что непривычно?
Во-первых, всех персонажей Островского, кроме Аксиньи, в спектакле играют мужчины. А Егоров умудряется сыграть одновременно и Счастливцева, и влюбленную в юношу помещицу Гурмыжскую. Что это, издевательство над классикой? Режиссерский ход, призванный эпатировать публику? Думается, что нет. Здесь можно увидеть работу с театральной традицией: как известно, женщины появились на подмостках далеко не сразу — и в греческом театре, и во времена Шекспира путь на сцену им был заказан. Вообще же, когда актер по внешним параметрам никак не похож на своего персонажа, это напоминает, что театр — вещь условная, вся радость здесь — в игре и обмане, а артистический «обман» — непростое ремесло, требующее особых умений.
Во-вторых, время действия в спектакле не соотносится напрямую со временем написания пьесы. Перед нами не вторая половина XIX века (Островский закончил работу над комедией в 1870 году). Время постановки Погребничко сложно скроено. Здесь и привычные для театра Островского кринолины и чепцы, и элементы шекспировского театра (трагик Несчастливцев все время бормочет монологи Гамлета), и некоторые знаки советской действительности. У каждой эпохи свой темный «лес», но при этом все эти «леса» похожи. Впрочем, Погребничко загадывает загадки, для которых каждый зритель находит свои решения.
«Перед киносеансом», реж. Юрий Погребничко, Лилия Загорская | 6+
Что в этом спектакле привычно?
С поставленной на сцене эстрады звучат песни 30–40-х, а изредка — более поздний советский репертуар: романсы (знакомые всем в исполнении Петра Лещенко), композиции «В парке Чаир распускаются розы», «Саша, ты помнишь наши встречи…» и другие. Узнаваема ситуация из прошлого: небольшой оркестрик и певица выступают перед киносеансом. Сценическое пространство наполнено узнаваемыми деталями: гипсовая статуя пионера и «Девушка с веслом», растяжка с надписью «Будь готов!»…
Фото: Михаил Гутерман
Что непривычно?
Сам жанр этой постановки — «ностальгическое кабаре». Здесь нет линейного сюжета, рассказываемой истории, монологов и диалогов — только номера, пронзительно грустные или настолько залихватские, что хочется подпеть: «Моя Марусечка, моя ты душечка!» Впрочем, актриса Наталья Рожкова, конечно, рассказывает в этих шлягерах очень глубокую историю жизни и любви, причем не только известными строками советских поэтов и песенными рифмами, но и взглядами, жестами, интонациями. А еще необычна сама манера исполнения: в театре Погребничко поют как бы «по-домашнему». Здесь никто не стремится к академическому вокалу или эстрадно-телевизионной гладкости. Поют как будто не «на публику», а для себя и о своем. Вероятно, поэтому так точно попадают в сердце зрителя.
«Мастерская Петра Фоменко»
Театр, созданный Петром Наумовичем Фоменко, прочно завоевал зрительскую любовь. Здесь, как нигде, умеют читать классику и воплощать ее на сцене, не убивая дух первоисточника, но и не впадая в пустую иллюстративность. Толстой, Достоевский, Чехов, Шекспир — пожалуй, самые любимые авторы «Мастерской». В репертуаре театра есть постановки и режиссеров-мастеров (Петра Фоменко, Евгения Каменьковича, Ивана Поповски), и их молодых, пока менее именитых коллег. На работы этих менее известных артистов мы и хотим обратить ваше внимание.
«Заходите-заходите», реж. Юрий Буторин | 16+
Что в спектакле привычно?
«Мастерская Петра Фоменко» — театр слова, где зрителей приглашают к совместному неспешному чтению. Спектакль «Заходите-заходите» — не исключение. Он основан на романе современного израильского автора Меира Шалева «Как несколько дней». Книга Шалева — сложный узор из судеб персонажей, жителей небольшой деревни, простых людей с их силой и слабостями, с их любовью и печалью. И среди всех этих чудаков и мудрецов, богачей и бедняков, женщин и мужчин, корабликов с любовными посланиями и птичьих клеток, могучих эвкалиптов и полей с анемонами главным героем оказывается время, которое невозможно повернуть вспять. Или все-таки возможно? «Мастерская Фоменко» не пытается осовременить действие и не предлагает никаких символических трактовок, но приглашает простыми словами поговорить о сложном и важном.
Фото: Алена Бессер
Что непривычно?
Не так часто можно встретить спектакли-дуэты. А «Заходите-заходите» — постановка на двоих. Это диалог, который ведут отец (Яков — Владимир Топцов) и сын (Зейде — Николай Орловский) в течение долгих лет. Все остальные персонажи густонаселенного романа Шалева наделены либо репликами, либо характерными предметами, которые отмечают их присутствие. Впрочем, в разговорах-трапезах отца и сына постоянно незримо присутствует женщина — Юдит, мать Зейде, невеста Якова, так никогда и не ставшая его женой. Спектакль Юрия Буторина необычен и особой степенью доверительной близости, которая объединяет зрителей и актеров. В постановке «Заходите-заходите» нас словно бы приглашают на семейный ужин, и мы оказываемся не в зале театра, а в гостях: здесь на наших глазах готовят угощение, воздух напоен его домашним ароматом, и это не метафора: в спектакле действительно есть кулинарная составляющая.
Галина Шматова
Оплачивать билеты в театр со скидкой вы можете на сервисе Ponominalu.ru. Своим покупателям сервис предлагает более 300 000 билетов на 4 000 различных мероприятий. Основные категории - концерты, театры, выставки, шоу и новогодние представления.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300