13 апреля, «тихий, рогатый, безвредный»
4 минуты
13 апреля 2017
Фото: New russian
13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге прошли испытания первого в стране троллейбуса. Это слово в ту пору ещё не прижилось в русском языке, поэтому новинку называли «электрическим трамваем», несмотря на то что настоящий электрический трамвай уже существовал. Петербургская пресса об этом событии писала так: «Прошли испытания автомобиля, приводимого в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по рельсам, а по обычной дороге». Первый троллейбус весил всего 820 килограммов.
Это чудо техники построила фирма «Фрезе и К°» – акционерное общество, занимавшееся производством автомобилей. Создал его инженер Пётр Александрович Фрезе, который до этого занимался разработкой легкового автомобиля «Фрезе». Он же собрал первый в России грузовик и автобус.
Троллейбусная стрелка. Фото: Cmapm
С одной стороны, у нового вида транспорта было явное преимущество перед трамваем: ему действительно не нужны рельсы. Но почему-то этот факт не вдохновил городское начальство, и идея электрического экипажа, способного передвигаться без рельсов, была оставлена без внимания. В начале XX века некий инженер Шуберский предложил амбициозный проект – проложить междугороднюю троллейбусную линию от Новороссийска до Сухума. Но и эта идея не нашла поддержки. Лишь через три десятка лет, уже в Советской России троллейбусы заняли своё достойное место в системе общественного транспорта.
Самый первый троллейбус в мире был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом совместно с его братом Вильямом Сименсом в 1881 году. Он представлял собой небольшую открытую повозку, на которой была установлена антенна, контачившая со специальным проводом, развешанным на столбах. Первую троллейбусную линию построили в окрестностях Берлина – всего 540 метров. Просуществовала линия недолго, поскольку ездить на новом виде транспорта, названным «электромотом», народ откровенно побаивался: чуть сильнее поднимался ветер – троллейбусные контакты тут же слетали с проводов или «коротили». В начале XX века на Западе появились уже более продвинутые троллейбусы – с крытым и вполне комфортабельным салоном. Однако в европейских странах, которые всегда переживали за экологию, троллейбусы почему-то не прижились.
Первый в мире троллейбус
Зато в СССР этот вид транспорта получил самое широкое распространение – возможно, из-за дешевизны электроэнергии. Одним из главных покровителей троллейбусов в столице стал  московский партийный босс Лазарь Каганович, который также курировал и метрополитен. Уже в 1933 году на столичном «Динамо» стали выпускать первые советские троллейбусы с бесхитростным названием «ЛК» – в честь Лазаря Кагановича и появился первый троллейбусный маршрут. К 1938 году в столице уже работали 10 таких маршрутов. 
Любопытно, что с 1939 по 1953 год по Москве ездили оригинальные двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3. К сожалению, ни один экземпляр этого технического чуда до наших дней не сохранился.
Двухэтажный троллейбус в Москве
Сегодня троллейбусное движение налажено во всех крупных городах России. Судя по всему, им ещё очень долго не будет альтернативы: они бесшумны, неприхотливы, а главное, экологически безвредные. Ещё один важный, чисто кадровый плюс троллейбусов – на них могут работать как мужчины, так и женщины.
Кстати, в России находится самый уникальный троллейбусный маршрут, который зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса, – это знаменитая междугородняя линия между Симферополем и Ялтой. Протяжённость маршрута – 86 километров, и проходит он большей частью по горным дорогам. Эта линия была открыта ещё в 1959 году, и для неё специально закупались комфортабельные троллейбусы, сделанные в Чехословакии. Партия этих троллейбусов оказалась настолько удачной, что некоторые экземпляры из той партии до сих пор трудятся на линии между Симферополем и Ялтой.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300