12 апреля, «Курчатник»: лаборатория по созданию «кузькиной матери»
5 минут
12 апреля 2017
Фото: RIA Novosti archive, image #502968 / V. Sakk / CC-BY-SA 3.0
История создания этого легендарного научного объекта вполне вписывается в поговорку «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Накануне войны учёные Советского Союза только начали интересоваться ядерной энергией, смутно догадываясь о её военных возможностях. Однако уже к 1942 году от нашей резидентуры стали доходить разведданные о том, что фашистская Германия ведёт активные разработки в этом направлении. Это подстегнуло руководство страны к тому, чтобы немедленно начать собственную ядерную программу.
Уже в сентябре 1942 года вышло постановление Государственного комитета по обороне (ГКО) «Об организации работ по урану». Первая лаборатория по изучению атомной энергии была создана в тыловой Казани – в ней работали всего 10 человек.
11 февраля 1943 года ГКО выпустил ещё одно распоряжение – «О мерах по успешному развитию работы по урану», и 12 апреля вице-президент Академии наук СССР Александр Байков подписал распоряжение №121 о создании Лаборатории №2, которая должна была создать ядерное оружие. Начальником лаборатории был назначен талантливый физик Игорь Курчатов. Эта дата считается днём рождения самого секретного и самого важного в нашей истории института. Символично, что именно в этот день всего через 18 лет СССР отправил первого человека в космос.
До 1944-го будущий Курчатовский институт работал в Казани, Ленинграде и Свердловске, а в конце 1944 года все работы по атомному проекту были переведены в Москву, где началось строительство корпусов разрастающейся Лаборатории №2. Главный куратор атомного проекта Лаврентий Берия выбивал из министерств и ведомств всё, что требовалось для успешной работы: деньги, материалы, сырьё. Он разыскивал по всей стране перспективных физиков – кого-то демобилизовал с фронта, кого-то вытаскивал из лагерей.
Работы над страшным оружием шли круглые сутки, но СССР всё-таки отставал от американцев, которые уже в 1945 году провели успешные испытания своей атомной бомбы. В том же году, во время Потсдамской конференции американский президент Трумэн как бы невзначай поделился со Сталиным, что его стране удалось создать оружие необычной разрушительной силы. Сталин лишь кивнул в ответ и поблагодарил за информацию. Раздосадованный Трумэн желчно усмехался в разговоре с Черчиллем, которому рассказывал о встрече с советским вождём: «Похоже, Сталин ничего не понял…»
Но Сталин всё прекрасно понял и в тот же день дал указание Берии ускорить работы над атомной бомбой. В августе 1945-го весь мир стал свидетелем того, как действует атомное оружие после бомбардировки двух японских городов. Это только подхлестнуло работы наших ядерщиков. Все силы и средства были брошены на решение самой важной для выживания страны задачи, и через четыре года наша страна получила свою ядерную бомбу.
В 1956 году бывшая Лаборатория №2 наконец обрела статус Института атомной энергии Академии наук СССР. За годы своего существования в нём были сделаны самые передовые открытия в области атомной энергии: здесь запустили первый циклотрон, разработали первый в Европе атомный реактор, первую в мире термоядерную бомбу, атомную электростанцию, атомный реактор для подводных лодок и ледоколов.
И. В. Курчатов сопровождает известного популяризатора «кузькиной матери» Н. С. Хрущёва во время его визита в Америку, 1956 год
Любопытно, что именно в Курчатовском институте началась история советского, а затем и российского интернета – в 1990-м здесь была запущена компьютерная сеть «Релком», и тогда же состоялся первый сеанс связи отечественной сети с глобальным интернетом.
За годы своего существования Курчатовский институт стал не только самым передовым научным учреждением – на его территории спонтанно возник яркий очаг культуры. Ещё во времена Курчатова появилась традиция приглашать в ДК суперсекретного института самых выдающихся артистов и певцов страны, которые давали неформальные концерты только для сотрудников «Курчатника». Среди гостей были не только обласканные властью мастера культуры, но и представители «андеграунда», такие как Владимир Высоцкий и Михаил Жванецкий. Здесь вовсю резвились физики-кавээнщики, которые позволяли себе неподцензурные шуточки, с какими невозможно было выступить на Центральном телевидении. Счастливчики записывали эти полуподпольные концерты, а кассеты с фонограммами разлетались по всей стране. И это было самое настоящее чудо, когда в тройном кольце охраны и в условиях самой повышенной секретности расцветал удивительный островок творческой свободы.
В середине 80-х, когда среди неформальной молодёжи гремела слава Ленинградского рок-клуба, администрация Дома культуры Курчатовского института решила создать на своей территории некий аналог такого же клуба. Как раз в эти годы я был студентом МГУ и помню, как через сарафанное радио мы узнавали, кто на этой неделе будет выступать в «Курчатнике», а затем применяли всю свою хитрость и сноровку, чтобы попасть на эти не слишком афишируемые концерты.
Благодаря «Курчатнику» я посетил выступления практически всех культовых групп СССР. Одним из самых незабываемых концертов того времени стало широкое празднование 25-летия первого выступления группы «Битлз». Состоялось оно в августе 1988-го и длилось часов 9. В программе вечера были битловские фильмы, конкурсы на знание истории «Битлз» и многочасовое выступление тогдашних кумиров – групп «Звуки Му», «Бригада С», «Кино» и других. Помню, как уходили мы с этого шоу поздно вечером, оглохшие и счастливые, понимая, что хорошая музыка по своей силе вполне может сравниться с ядерной энергией…
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300