6 апреля, день рождения московского трамвая
5 минут
06 апреля 2017
Фото: A.Savin
В конце XIX века Москва, даже не будучи столицей, неуклонно разрасталась, словно на дрожжах, и город стремительно приближался к транспортной катастрофе. Первым спасением для Белокаменной стала конка – трамвай на конной тяге, который начал работать ещё в 1872 году. Линия была всего одна – от нынешней площади Революции через Трубную и Страстную площади  до Смоленского (ныне Белорусского) вокзала.
Однако прогресс не стоял на месте, и сразу после запуска конки эту линию начали достраивать до Петровского парка. Тем не менее настоящий электрический трамвай пришёл в Москву не сразу. Первым городом России, где появился такой трамвай, стал Киев в 1892 году. Затем в 1896 году трамвайная линия была запущена в Нижнем Новгороде. Через два года, в 1898-м, аналогичный вид транспорта появился в Курске, Орле и Витебске. И только тогда начались работы по электрификации трамвайных линий в Москве.
Трамвай на Каланчёвской площади, 1910-е годы.
Все основные работы на первом электрифицированном участке от Петровского парка по Верхней и Нижней Масловки до Бутырской заставы закончились к январю 1899 года, и началась обкатка этой линии. 25 марта (6 апреля по новому стилю) 1899 года состоялось торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии. Вот что писали в тот день городские газеты: «25 марта с большой торжественностью состоялось давно ожидаемое открытие электрического трамвая, устроенного Первым Обществом конно-железных дорог на загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка. По этому поводу в электрическом парке, близ Башиловки, в 4 часа дня было совершено молебствие с водоосвящением перед чтимой иконой Спаса Нерукотворного и местными святынями. Молебствие происходило в машинном здании, украшенном, как и все здания парка, флагами, совершалось благочинным протоиереем П.В. Приклонским соборно, при участии хора и певчих...»
Регулярное движение трамвая началось на следующий день, 26 марта (7 апреля). Вагоны курсировали с интервалом 14 минут с 8 утра до 8 вечера. Билет по всей линии стоил 6 копеек.
Фрагмент плана сети электрических трамваев в Москве, 1910 год.
Сегодня трамвайная сеть в Москве – одна из самых разветвлённых в стране и уступает только Санкт-Петербургу, где около 600 км трамвайных путей. По состоянию на июнь прошлого года в столице действовал 51 маршрут. Длина путей сегодня составляет 417 км. Был период, когда трамвайные линии начали закрывать. К счастью, городская власть отказалась от этой политики, несмотря на бурное развитие метро. Правительство Москвы обещало восстановить трамвайное движение на некоторых участках, например, от станции метро «Бауманская» до Госпитальной площади. А на юге Москвы даже строится новая линия – от улицы Красного Маяка в густонаселённый спальный район Бирюлёво.
Трамвай «Витязь-М». Фото: Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Управление обеспечения функционирования официального портала Мэра и Правительства Москвы.
И это вполне оправданно: трамвай для москвичей остаётся не только удобным видом транспорта, но это, по сути, часть имиджа древнего города. Вообще трамвай – это целый пласт особой московской субкультуры, который задействован в художественных произведениях, фильмах, бардовских песнях и городских легендах. В трамваях люди знакомились, влюблялись и, разумеется, ссорились. Крылатое выражение «хам трамвайный» появилось ещё в 20-е годы, когда столицу наводнили полчища «новых москвичей», прибывших из провинциальных городов, деревень и еврейских местечек, которые не слишком привыкли к политесу. Вагоны ходили, набитые под завязку, что, естественно, вызывало постоянные конфликты и ругань.
Вот как описывали классики советской литературы Ильф и Петров в своём культовом романе «Золотой телёнок» атмосферу тех лет, царившую в трамваях: «Вагон был переполнен. Это был один из тех заражённых ссорою вагонов, которые часто циркулируют по столице. Склоку в них начинает какая-нибудь мстительная старушка в утренние часы предслужебной давки. Постепенно в ссору втягиваются все пассажиры вагона, даже те, которые попали туда через полчаса после начала инцидента. Уже злая старушка давно сошла, утеряна уже и причина спора, а крики и взаимные оскорбления продолжаются, и в перебранку вступают всё новые кадры пассажиров. И в таком вагоне до поздней ночи не затихает ругань».
Кстати, благодаря трамваю наш язык обогатился не только новой разновидностью хама, но и таким экзотическим выражением, как «метр с кепкой». Дело в том, что до войны проезд детей в трамвае был бесплатным, но не до определённого возраста, а в зависимости от роста. Без билета могли ездить дети, рост которых был меньше 1 метра. Чтобы исключить конфликты с родителями, в вагонах при входе были нарисованы горизонтальные линии на высоте 1 метра. Если рост вошедшего ребёнка выходил за эту черту, родителей заставляли брать билет. Но всегда находились упорные пассажиры, которые заявляли кондуктору, что рост их ребёнка меньше метра, просто он визуально кажется выше за счёт головного убора. Так и появилось крылатое выражение «метр с кепкой».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300