5 апреля, «Нива» – автомобиль, не боящийся грязи
6 минут
05 апреля 2017
Фото: Sergey G
5 апреля 1977 года Волжский автомобильный завод выпустил первую партию неслыханного для страны автомобиля с полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Столь романтическое название новой марке её создатели дали с намёком на то, что эта машина в первую очередь рассчитана на передвижения по сельской местности, где зачастую вместо дорог в наличии имеются только направления.
Кстати, главный идеолог создания нового автомобиля – премьер-министр СССР Алексей Николаевич Косыгин ещё в 1970-м напутствовал конструкторов ВАЗа, что от них требуется сделать надёжную машину для села. Ну и немножко для армии, как это было принято в те времена.
К 1972 году появились первые варианты новой машины под грифом «Э2121», которые обладали хорошей проходимостью, но выглядели не слишком эстетично, за что получили среди испытателей ехидное прозвище «крокодилы». Потом за дело взялись дизайнеры – у будущей «Нивы» стали проглядываться её фирменные черты, и в 1974-м машину отправили на государственные испытания.
Фото: Sergey G
Напомним, что в ту пору зарубежные аналоги малых джипов имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх. Наши конструкторы пошли своим путём и сделали для «Нивы» постоянный полный привод, независимую подвеску, несущий кузов и комфортабельный салон. А это уже были черты совсем других, более дорогих машин типа Range Rover, Jeep Wagoneer и Genser FF.
В результате «Нива» получилась вполне мощная, но лёгкая, поэтому она спокойно преодолевала лютую грязь, в которой увязали её более серьёзные и дорогие конкуренты. Это показали испытания на знаменитом Дмитровском автополигоне, где представлен полный ассортимент русского бездорожья: целина, раскисший грунт и даже натуральное болото. В сравнительных испытаниях участвовали серийный УАЗ-496Б (знаменитый «Козлик») и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В результате «Нива» «умыла» всех конкурентов, у испытателей даже появился новый термин – способность «Нивы» быстро преодолевать бездорожье они назвали «пролетаемостью».
Перед запуском в серию «Ниву» долго гоняли по горным тропам на Памире, по уральским ухабам и пескам Средней Азии. По итогам испытаний госкомиссия дала сухую, но высокую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приёмочные испытания и пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт».
31 июля 1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за №199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». И наконец, 5 апреля 1977 года – аккурат под 60-летие Великой Октябрьской революции, которое в тот год широко отмечалось в стране, – в серийном производстве появился оригинальный и вполне конкурентоспособный внедорожник с полным приводом. Кстати, только через три года после этой даты немецкий концерн Audi освоил производство первой своей модели с постоянным полным приводом, которая была фактическим аналогом «Нивы».
Новые «Нивы» сразу заинтересовали покупателей, особенно в сельских районах, на Урале и в Сибири. Притом что машина изначально не была дешёвой – первые «Нивы» стоили ровно 9 тысяч рублей, что равнялось цене приличной кооперативной квартиры в Москве. Но даже непомерная стоимость не останавливала покупательского ажиотажа – на «Ниву» записывались в очередь и терпеливо ждали не один месяц. Проблема была в том, что до 80% всех собранных внедорожников уходили на экспорт.
Надо заметить, что за рубежом «Нива» не входила в список бюджетных автомобилей – к примеру, в ФРГ бензиновая «Нива» в начале 80-х стоила до 22 тысяч дойчмарок. Это звучит фантастически, но в 80-е годы в Европе на «Ниву» записывались в очередь. Всего же автомобиль экспортировали в 110 стран мира, причём даже в такие далёкие, как Австралия.
Кстати, сборка «Нивы» велась в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции и Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% всех внедорожников составляли наши «Нивы», а в Австрии их количество доходило до 90% от внедорожного сегмента рынка. Во Франции она была самым настоящим культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии фанаты «Нивы» даже издают свой журнал!
Лада Нива T3 в раллийном исполнении.
В начале 2000-х годов во время турпоездки в Италию я обратил внимание, что наша экскурсовод всегда приезжала по утрам на «Ниве». Когда я спросил, что она нашла в этой не самой женской машине, тем более в стране, которая является одной из законодательниц автомобильной моды, то женщина с восторгом рассказала о том, какая это мощная и в то же время неприхотливая машина, эксплуатация которой к тому же очень дёшево обходится.
Раскрутке «Нивы» за рубежом помогла суровая зима 1979-го, которая обрушилась на Европу. Ошалевшие от мощных снегопадов европейцы с завистью смотрели на обладателей новых советских внедорожников, которые запросто скользили через сугробы, там, где наглухо «садились» мощные и тяжёлые джипы.
Конечно, экспортная «Нива» заметно отличалась от тех, что делали для внутреннего рынка. На зарубежную версию ставили высокую крышу, расширенные колёсные диски, специальную резину, панорамные зеркала, задние дворники. Её по-особому красили, клеили на неё молдинги, а салон перешивали. Задние сиденья делались складными, передние – анатомическими. Машины комплектовались люками, расширителями колёсных арок, красивыми решётками радиатора, лебёдками, подножками и прочими прибамбасами, которые придавали ей совершенно несоветский вид. За годы своего существования на рынке «Нива» отметилась массой рекордов, причём не только спортивных. Например, в 1998 году она своим ходом поднялась на Эверест до базового лагеря, расположенного на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря. В апреле 1998 года «Ниву» сбросили на парашюте в районе Северного полюса, после чего она завелась и доехала до макушки Земли. Известно, что обычная, не экспортная «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде, на станции «Беллинсгаузен», куда её завезли по просьбе наших полярников. Общий антарктический пробег машины за это время составил всего 11 800 км. Напомним, это не по трассе, а по необитаемому материку!
Фото: Edal Anton Lefterov
Сегодня сложно сказать, сколько всего машин этой замечательной марки бегают по планете. Известно лишь, что 12 марта 2013 года «АвтоВАЗ» произвёл 2-миллионную «Ниву». В любом случае мы поздравляем этот заслуженный автомобиль с 40-летием – эту часть своей жизни он прожил вполне достойно, оставив в сердцах его владельцев только хорошие воспоминания…
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300