31 марта: «Временная» Эйфелева башня
4 минуты
31 марта 2017
31 марта 1889 года закончилось строительство Эйфелевой башни, которую изначально создавали как временное сооружение для Всемирной выставки – через 20 лет её планировали разобрать. В тот день создатель башни Гюстав Эйфель пригласил парижских чиновников подняться на башню, преодолев 1710 ступенек. Чертыхаясь и обливаясь потом, чиновники взобрались на верхнюю площадку башни и пришли к выводу, что в Париже появилось новое чудо света.
Воздвигли это колоссальное для тогдашнего времени сооружение в рекордные сроки – за 2 года, 2 месяца и 2 дня. Судя по всему, в руководстве строительства засел какой-то тайный нумеролог – уж больно красивое получилось число.
Собирали эту необычную стальную конструкцию около 300 рабочих, которым пришлось поднять и скрепить 18 038 металлических деталей, соединённых двумя с половиной миллионами заклёпок. Обошлась башня почти в 8 миллионов франков – сумма фантастическая по тем временам. Любопытно, что половину суммы внесли три банка, входящие в акционерное общество по строительству объекта, а вторую половину – сам главный конструктор Гюстав Эйфель. Впрочем, инвестиция оказалась весьма удачной – за полгода выставки башня привлекла 2 миллиона любопытных гостей, которые платили за подъём на неё. В результате расходы на строительство окупились уже к концу Всемирной выставки.
Это «временное сооружение» возвышается над старой частью Парижа уже почти 130 лет и является самой посещаемой платной достопримечательностью мира и, естественно, самой фотографируемой. В год на неё забираются от 6 до 7 миллионов человек. Стоимость подъёма безо всяких скидок – 17 евро, так что в год этот символ Парижа приносит весьма ощутимый доход.
Это сегодня мы уже не представляем себе парижский ландшафт без его металлического символа, а ведь во время строительства башни вся передовая интеллигенция Франции была категорически против появления этого монстра. Мэрию Парижа буквально заваливали посланиями от представителей «креативного класса», в которых писатели и художники требовали прекратить постройку башни. Было даже открытое письмо 300 «титанов духа», среди которых Александр Дюма – сын, Ги де Мопассан, Шарль Гуно и прочие творцы того времени. В письме они называли конструкцию «бесполезной и чудовищной», а также «смехотворной башней, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба». «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса», – писали в своём обращении представители творческой интеллигенции.
Карикатура на Гюстава Эйфеля, сравнивавшего своё творение с египетскими пирамидами.
Однако очень скоро к ней все привыкли, а когда башню стали использовать как антенну для радио и телеграфной связи, то даже самые непримиримые скептики оценили её практическую пользу.
За время существования Эйфелевой башни вокруг неё сложился целый пласт субкультуры и фольклора – невозможно сосчитать количество фильмов, картин, шуток и анекдотов, где бы ни фигурировало это «временное сооружение». Кстати, сегодня в мире построены около 30 копий Эйфелевой башни разного масштаба и уровня достоверности.
Копия Эйфелевой башни во вьетнамском городе Далат.
Связаны с ней также и всякие мрачные истории. К примеру, со временем башня стала любимым местом для самоубийц. Последний такой случай произошёл 25 июня 2012 года, а  всего за всю её историю с башни спрыгнули около 400 человек. Регулярно на башне происходят пожары, а также полицию беспокоят звонки о «минировании» символа Парижа. Неоднократно мошенники умудрялись «продать» башню то на металлолом, то каким-нибудь шальным коллекционерам из арабских стран.
Каждые семь лет башню красят, чтобы защитить от коррозии, на это уходит почти 60 тонн краски.  Кстати, несмотря на то что Эйфелева башня считается самым фотографируемым в мире объектом, снимать её ночью по закону запрещено, поскольку ночная подсветка с переливающимися огоньками считается объектом интеллектуальной собственности и защищается авторским правом.
У русского туриста к Эйфелевой башне своё, особое отношение: для массового народного сознания она не только ярко выраженный символ заграницы, но и почему-то до боли родной образ. Возможно, это чувство возникает ещё и от того, что вся конструкция знаменитого сооружения, вплоть до заклёпок, состоит из металла, выплавленного на Урале. Наверное, поэтому нас подсознательно так тянет к этому символу Франции и поэтому так невыразимо близка русскому сердцу крылатая фраза, запущенная Ильёй Эренбургом, «Увидеть Париж и умереть!»
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300