15 марта: день рождения эскалатора
3 минуты
15 марта 2017
15 марта 1892 года американский изобретатель Джесс Рено запатентовал необычное изобретение – движущуюся лестницу, по которой человек мог без труда передвигаться вверх и вниз. Новинку тут же обозвали эскалатором (от английского escalatе – «подниматься»). Самый первый эскалатор был построен через два года и установлен в парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. Собой он представлял гладкую движущуюся дорожку без ступеней, а прототипом для него стал обычный заводской конвейер непрерывного действия.
Затем изобретения стали применять в больших универсальных магазинах, а уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже были представлены 29 движущихся лестниц различной конструкции. Тех, кто отваживался проехаться на движущейся лестнице, наверху поджидал приз – рюмка бренди за храбрость. На выставке был применён ещё один нестандартный маркетинговый ход: целый день по эскалатору вверх-вниз ездил одноногий инвалид с деревянным протезом, что подчёркивало полную безопасность новинки.
Фото: AuthorBoston Redevelopment Authority
В нашей стране об эскалаторах вспомнили в начале 1930-х годов, когда началось строительство метро. Инженеры понимали, что подниматься и опускаться на 30-метровую высоту по обычной лестнице просто невозможно, а ничего подобного в России никогда не строили. В 1932 году кто-то предложил закупить на Западе эскалаторы, но только за один комплект зарубежные поставщики потребовали 200 тысяч рублей золотом.
В ответ на это Сталин убедительно попросил, чтобы наши спецы построили свой отечественный эскалатор, вместо того чтобы мечтать о заграничных. Надо заметить, что к просьбе Вождя инженеры и конструкторы отнеслись с пониманием, и уже в 1935 году завод «Красный металлист» продемонстрировал первую отечественную передвижную лестницу. Её создатели даже вживую не видели настоящий эскалатор – довольствовались лишь картинками в рекламных каталогах и рассказами тех счастливчиков, кто видал диковину за рубежом.
Но это не помешало нашим отчаянным парням создать эскалатор, не имеющий равных в мире по высоте подъёма. Первые советские эскалаторы были установлены при строительстве станций, которые сегодня носят названия Красные Ворота, Чистые пруды, Лубянка и Охотный Ряд. Между прочим, эскалатор Н-30, созданный в 1935-м, до сих пор работает в столичном метро. В его конструкции более чем 150 тысяч узлов и деталей, такое же количество единиц крепления и 5 тысяч монтажных прокладок. На Западе аналог Н-30 смогли создать лишь в конце 50-х годов.
Первым общественным зданием в СССР, где были установлены эскалаторы, стал магазин «Центральный Детский мир» в 50-е годы. Затем движущиеся лестницы стали появляться на вокзалах, в аэропортах, театрах, концертных залах и в других общественных зданиях. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Эскалаторы в метро полюбились кинорежиссёрам, и кадры с проплывающими лицами или несущимися по лестницам главными героями вошли в отечественную киноклассику.
Сегодня без эскалатора редко обходятся современные торговые и бизнес-центры, движущиеся дорожки обязательно устанавливаются в огромных аэропортах.
Кстати, самые длинные в мире эскалаторы установлены на станции «Адмиралтейская» в питерском метро: их длина – 137,4 м, а высота подъёма – 68,7 м.
Самыми старыми действующими эскалаторами в мире являются поэтажные эскалаторы в нью-йоркском универмаге Macy's Herald Square, которые работают с 1927 года.
Самый короткий в мире эскалатор находится в одном из супермаркетов японского города Кавасаки. Его высота – всего 83 см, тем не менее посетители магазина очень любят пользоваться этим малышом.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300