Юридические вопросы – тёмный лес для простого обывателя. А случаи, когда мы сталкиваемся с этими вопросами, не так уж редки. Продажа квартиры, раздел имущества и даже конфликт с соседями могут превратиться в кошмар, если не призвать на помощь закон и порядок. Но тут вступает в силу убеждение: «Юрист – это дорого». Между тем каждый из нас может получить квалифицированную юридическую помощь бесплатно.
О бесплатной Юрклинике для пенсионеров я случайно услышала несколько лет назад. В автобусе одна пожилая дама рассказывала другой, как ей помогли разобраться с освобождением от налога на землю: «И что, денег не взяли?» – «Ни копейки».
Я набрала в интернете «юрклиника» – и поразилась количеству полученных мною ответов: оказывается, только в Москве их несколько десятков. Все они работают под патронажем юридических вузов или же университетов, в которых есть юридический факультет. Дождавшись приёмного дня, я пришла в ближайшее место – Культурный центр ЗИЛ. Здесь расположилась Юридическая клиника Московского университета им. С.Ю. Витте.
В тихом просторном зале библиотеки, среди книг и столов учтивый молодой человек разговаривал с мужчиной пенсионного возраста.
Директор Культурного центра ЗИЛ Елена Мельвиль:
«Юрклиника работает на нашей базе более пяти лет. Для нас это был эксперимент, и он оказался удачным. Клиника прижилась, теперь раз в неделю, по четвергам, с 14:00 до 17:00 студенты, аспиранты и преподаватели юридического факультета Московского университета им. С.Ю. Витте дают консультации».
Кто приходит?
«Незащищённые слои населения» – для этой категории была создана Юрклиника. Обращаются в неё матери-одиночки, многодетные семьи. Несколько лет практики показали, что основная аудитория клиники – пенсионеры. Видимо, эта категория оказалась наиболее незащищённой и наименее информированной.
Сначала в клинику пришли пенсионеры – завсегдатаи Культурного центра ЗИЛ: те, кто ходит сюда на компьютерные курсы, лекции по искусству, в библиотеку. Затем информация распространилась по району и дальше: сарафанное радио пока что работает у нас лучше, чем почтовая рассылка.
С какими вопросами?
Вопросов, где есть юридические подводные камни и нужны доскональные знания всех казуистических тонкостей, – море. Но в основном люди обращаются за консультацией по «горячей пятёрке» тем.
Пенсия. После пенсионной реформы часто спрашивают о разных её аспектах: что выгоднее, что удобнее, нужно ли переводить в банк накопительную часть пенсии, как это правильно сделать и так далее.
Трудоустройство. Могут ли человека в возрасте уволить-сократить, когда и как и что при этом обязаны обеспечить, какие выплаты.
Льготы. Пенсионерам положены льготы в разных сферах жизни. Но не всегда они знают, как и где их получить.
Жилищные и земельные вопросы. Как решить квартирный вопрос и не остаться на улице. Раздел имущества, купля-продажа. Как распорядиться землей. Как передвинуть границы земельных участков при споре с соседями.
Коммунальные вопросы. Оплата коммунальных услуг, взаимодействие с ЖКХ, конфликты и споры с соседями.
Как всё происходит?
Юридические вопросы бывают простые и сложные. На простой вопрос человек получает ответ сразу же, во время консультации. Но иногда требуется дополнительная информация и время на её поиск.
Ирина Уварова, руководитель Юрклиники Московского университета им. С.Ю. Витте:
«Нередко консультанту необходимо посмотреть дополнительный материал – нормативные документы, судебную практику. По регламенту подготовки ответа на обращение граждан даётся 10 дней. Соответственно, после этого студент назначает повторную консультацию».
Случаи из жизни
За время своего существования Юрклиника Московского университета им. С.Ю. Витте помогла более чем 2 тысячам человек. Были среди вопросов и совсем нерядовые: например, человек жил совсем без документов – ему помогли подтвердить личность и решить вопрос с жилплощадью. В некоторых случаях руководитель клиники Ирина Уварова выступает в роли медиатора (процедура медиации – примирение сторон в досудебном порядке). Она рассказывает: «Однажды к нам обратился пенсионер по поводу залива квартиры: сосед, который его залил, не хотел оплачивать ремонт. Выслушав обращение гражданина, мы нашли возможность связаться с соседом и договориться с ним о возмещении ущерба по заливу квартиры. Мы пошли на уговоры, объяснили, что если будет обращаться в суд, то помимо компенсации ущерба понесёт дополнительные расходы по оплате судебных издержек. Виновный пришёл к выводу, что лучше договориться, чем вступить в судебные тяжбы и разбирательства».
Можно и онлайн
На случай, если человек живет в удалённом районе и не имеет возможности прийти в Юридическую клинику лично, на сайте Юрклиники есть специальная форма онлайн-обращения. Ответ на запрос придёт в течение времени, установленного регламентом, по электронной почте.
Сотрудники Культурного центра ЗИЛ наблюдают за работой Юрклиники не первый год. Говорят, что многие посетители получают здесь не просто разовую консультацию, а полноценное юридическое сопровождение: в сложных случаях люди возвращаются за более развёрнутыми ответами, доносят необходимые документы – до тех пор, пока результат не будет получен. Затем приводят родственников, друзей, знакомых. Значит, работает клиника не зря! Директор Культурного центра ЗИЛ Елена Мельвиль называет её «правовым юридическим навигатором граждан в мире закона и права». Что приятно: бесплатным навигатором.