Луи де Фюнес: Как один человек спас французскую комедию
4 минуты
12 марта 2017
Характерный типаж Луи де Фюнеса — человек малопривлекательный, но от этого еще более смешной. Успех столь необычных образов великого актера вывел французскую комедию на мировой уровень. «Активный возраст» рассказывает, как это произошло.
Кино по новым правилам
Эксцентрическая комедия — нечто совершенно абсурдное. Здесь все должно быть неправдоподобно: сюжеты надуманные, ситуации непреднамеренные, а уж поступки и решения героев — и вовсе дурацкие. По этим законам строилась так называемая screwball comedy, возникшая в Голливуде еще в 30-е годы.
В то время в Америке действовал этический кодекс, принятый американской Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов. Он накладывал массу ограничений на авторов кино — никакой безнравственности, насилия и нецензурщины. Жесткие рамки заставили сценаристов и режиссеров искать нестандартные решения. Бурлеск стал настоящим спасением от рутины и морализаторства. Классическим образцом такой абсурдной комедии считается фильм «В джазе только девушки» (1959).
Во Франции интерес к эксцентрической комедии возник в 60-е — именно благодаря Луи де Фюнесу. В 1958-м на экраны выходит фильм «Не пойман, не вор», где ему впервые достается главная роль. На тот момент актеру было 44 года, он снимался уже 12 лет, и число его киноработ давно перевалило за сотню.
До тех пор комический эффект достигался не за счет ярких образов, а благодаря перипетиям сюжета: он развивался с такой скоростью, что зритель не успевал осознать, почему же все так по-идиотски складывается. В комедиях с де Фюнесом с первых же кадров понятно почему. Такому непроходимому балбесу просто не может везти, не должно — и слава богу. Актер создает героев, у которых нет шанса вызвать зрительскую симпатию. Но именно над этим хочется неудержимо смеяться. Ведь зло должно быть наказано, так пусть оно накажет само себя.
Рассуждая о своем странном и долгом пути к славе, Луи де Фюнес говорил:
«Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне основательно понять мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом я приобрел некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Если начать снова, то я бы не отказался от этого пути»
Откройте, полиция!
Самыми заметными удачами Луи де Фюнеса стали роли в двух приключенческих эпопеях: комиссар Жюв в трилогии о Фантомасе и жандарм Людовик Крюшо в шести фильмах кинофраншизы Жана Жиро. Сумасбродным и недалеким полицейским в исполнении Фюнеса прекрасно подошли его фирменные ужимки, и уже при появлении первых картин — «Жандарм из Сен-Тропе» (1964) и «Фантомас» (1964) — стало понятно, что похождения героев требуют продолжения. Киношный родитель «Фантомаса», режиссер Андре Юнебель планировал снять целых десять эпизодов о загадочном преступнике, но запала и фантазии хватило всего на три фильма. Фурор был несомненный: европейские прокатчики выстраивались в очередь за продолжениями, и даже в Советском Союзе цензура отнеслась к этой продукции весьма снисходительно. «Фантомаса» в СССР посмотрели более 120 млн зрителей.
Кстати, наши соотечественники наслаждались игрой великого комика в дубляже Владимира Кенигсона, чей голос настолько слился с актером, что даже сам Луи де Фюнес, увидев свои фильмы на русском языке, заявил: «Не знал, что я такой хороший актер!» «Жандармы» дотянули аж до 80-х, когда вышла в свет последняя история — «Жандарм и жандарметки» (1982).
Два путешествия Бурвиля и де Фюнеса
Одновременно с появлением комедий о безумном жандарме в фильмографии актера наметился еще один сюжет — партнерство со старым знакомым и уже признанным к тому времени французским комиком Бурвилем (настоящее имя — Андре Робер Рембур). Они познакомились еще в начале 50-х, но на съемочной площадке судьба свела их в тот момент, когда Жерар Ури решил соединить этих комиков с совершенно разными темпераментами и харизмами. Дуэт холерика Луи де Фюнеса и флегматика Бурвиля действительно «выстрелил». Сначала в «Разине» (1965), на фоне роскошных итальянских пейзажей, после — в «Большой прогулке!» (1966), в сюжете о блестящем бегстве от фашистов. Обе картины вошли в историю кино именно благодаря союзу Бурвиля и де Фюнеса. Успех был феноменальный: «Разиня» на момент выхода стал самым кассовым фильмом за всю историю французского кино, а «Большая прогулка» побила рекорд в следующем же году и продержалась на этом пике более 40 лет.
В разгар успеха в 1968 году де Фюнеса признали лучшим актером Франции, в 1973-м он стал кавалером ордена Почетного легиона. По размерам гонораров Фюнес оставлял позади даже кумира женских сердец Алена Делона. За два года до прощания со зрителями, в 1980 году, актер получил почетную кинопремию «Сезар». Но легендарный комик остался верен себе, даже когда стал предчувствовать свой уход: «Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка. Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались».
Валерия Львова
Оплачивайте билеты картой MasterCard® или Maestro® в кассах кинотеатров «Формула кино», в мобильном приложении и в киосках самообслуживания и получайте скидку 10%!
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300