27 февраля, день в истории: «Антей» – воздушный тяжеловес
3 минуты
27 февраля 2017
В этот день в 1965 году в небо поднялся первый советский широкофюзеляжный транспортный самолёт Ан-22, который создатели назвали «Антеем». Это имя древнегреческого героя уникальный и самый большой в мире турбовинтовой самолёт получил вполне обоснованно: из мифов Древней Эллады мы помним, что Антей – непобедимый великан, сын богини земли Геи, который мог бесконечно напитываться энергией от силы земли, поэтому никогда не уставал в бою. Ан-22, созданный в ОКБ Антонова, вполне оправдывает своё мифологическое название – как ещё назвать самолёт весом 120 тонн и способный взять на борт 60 тонн груза, чтобы перевезти его на расстояние свыше 5000 км?
Создавать этого богатыря начали ещё в 1960 году как военно-транспортный самолёт для переброски тяжёлой техники. По техническому заданию от Минобороны машина должна была перевозить практически все виды вооружения и военной техники, включая межконтинентальные баллистические ракеты.  
Фото: Navigator-avia
Ещё во время разработки самолёта на уровне макета его вид поразил командующего Военно-транспортной авиацией маршала Н. С. Скрипко – в гигантское чрево будущего «Антея» поочерёдно загружали 112 образцов различной военной техники. Это произвело на членов комиссии огромное впечатление. Маршал Скрипко, осмотрев макет, забитый техникой, поразился: «Неужели этот «пузатик» взлетит с таким грузом?»
Но «пузатик» взлетел и после того, как пошёл в серию, сразу полюбился военным, особенно его оценили в Воздушно-десантных войсках. До этого десантники использовали Ан-12, который мог поднять всего лишь 16 тонн. Новая же машина принимала на борт тяжёлые танки, БМП, БМД и до 200 десантников при полной выкладке. Понравился самолёт и гражданским пользователям: он стал незаменимым перевозчиком неразборных крупногабаритных грузов, которые в те годы интенсивно перевозились в отдалённые районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Кстати, в 1970 году «Антей» взлетел с двумя тяжёлыми экскаваторами из Сургута, причём на полосе в тот момент лежал снег толщиной более одного метра. Приходилось самолёту садиться и на болото, которое промёрзло всего лишь на 40 см.
Несмотря на свою внешнюю массивность, Ан-22 оказался удивительно управляемой и нетребовательной к условиям эксплуатации машиной. Во время первого полёта его ему хватило всего 1200 метров взлётной полосы, чтобы оторвать 160 тонн веса от земли. Уже в 1966 году Ан-22 в одном полёте установил сразу 12 рекордов, в том числе по грузоподъёмности – на высоту более 6,5 километра самолёт поднял груз весом 88 тонн. А самый максимальный груз, который «Антей» поднял в небо, превысил 100 тонн.
Настоящие испытания Ан-22 прошёл во время войны в Афганистане, где воздушному тяжеловесу приходилось летать и садиться в самых тяжелейших условиях. Именно «Антеи» стали главным транспортом для переброски советских войск в конце 1979 года в Афганистан. На них же держалось бесперебойное снабжение ограниченного контингента через Ташкент. На борту Ан-22 перебрасывали даже разобранные вертолёты Ми-24. Когда у душманов появились американские ПЗРК типа «Стингер», лётчики, управлявшие «Антеями», овладели необычным и опасным способом взлёта-посадки с резким набором высоты или снижением. Этот способ маневрирования сегодня так и зовётся – «афганский вариант». Надо отметить, что за всё время боевых действий не было потеряно ни одного «Антея».
За всю историю этого самолёта были произведены серийно 68 экземпляров. В настоящее время на вооружении Российской армии находятся только четыре Ан-22. Тем не менее «Антей» по-прежнему считается самым большим турбовинтовым самолётом, который освоил 89 аэродромов во всех уголках планеты.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300