«Я превзошел Моисея»: О чем рассказывают древние граффити
5 минут
30 сентября 2016
Этой темой уже всерьез занимаются археологи, вернее, эпиграфисты — специалисты по древним надписям. Из Иерусалима, одного из древнейших городов мира, Ксения Романенко привезла несколько историй о наиболее красноречивых городских надписях.
«И когда еще оставалось три локтя пробить, слышен стал голос одного, восклицающего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина в скале, идущая справа»
Информация об изображении ru.wikipedia.org
В VIII веке до н. э., при царе Езекии, жители Иерусалима решили прорубить туннель-водопровод, чтобы подготовиться к долгой осаде в случае нападения ассирийцев. Новый водопровод впоследствии получил название «туннель Силоам», а о ходе работы можно кое-что узнать, прочитав граффити на стенах туннеля.
Согласно так называемой Силоамской надписи, каменотесы, работая одновременно с двух сторон, шли навстречу друг другу и встретились в середине туннеля. Надпись рассказывает о моменте, когда рабочим с одной стороны стали слышны голоса рабочих с другой.
Силоамская надпись не только позволяет услышать голоса живых людей сквозь века, но еще и показывает, как быстро продвигалась коммуникация с изобретением букв.
Надпись сделана с помощью протосемитского алфавита — более продвинутой системы письменности по сравнению с иероглифами и клинописью. Работать с громоздкими иероглифами могли только писцы, это был сложный, квалифицированный труд. С появлением алфавита написать о событиях и своих чувствах могли уже простые рабочие — в крайнем случае их бригадир.
В пещерах и на стенах домов регулярно находят записи, представляющие собой алфавит или его первые буквы: А, B, C, D… Такие граффити — абэцэдарии — были распространены со времен Античности, а в позднем Средневековье пережили новый расцвет, обретя защитно-магическую функцию.
Если говорить об Античности, популярные абэцэдарии не были ученическими упражнениями, как можно было бы предположить, а несли в себе философский смысл. Записать все буквы алфавита или его начало — значит сказать едва ли не все, что может быть сказано с помощью слов, которые, в свою очередь, можно составить из уже записанных букв. Потому и появлялись такие надписи в необычных местах и при непростых обстоятельствах.
Один абэцэдарий был найден в пещере, где, предположительно, повстанцы скрывались от римских солдат, другой оставлен на стенах роскошного римского патио — видимо, рабами-христианами, потому что рядом с первыми буквами алфавита нацарапаны крест и обращение к Иисусу по-гречески. Еще один абэцедарий был написан на стенах подземной цистерны, собирающей дождевую воду. После землетрясения пострадавшие пытались выбраться из-под завала, пробивая стены разрушенных домов — одну за другой. Наконец люди оказались в цистерне, из которой, очевидно, не было выхода. Так появился абэцэдарий, который в данном случае можно сравнить с молитвой или прощанием, — их последняя запись.
«Синие — вперед»
После разделения Римской империи Иерусалим оказался под властью Византии. Любимым византийским развлечением были гонки на колесницах — ипподромы стали важной частью общественной жизни. Появился ипподром и в Иерусалиме.
Страсть к «играм ипподрома» была такой сильной, что на гонки тратились огромные деньги, а из-за приверженности к тем или иным командам ссорились друзья и родственники. Это увлечение сопоставимо с современной популярностью футбола. Соответственно, были и аналоги нынешними надписям в лифтах типа «Спартак — чемпион». Так, на стенах иерусалимского ипподрома найдена надпись: «Синие — вперед».
«Синие» и «зеленые» были самыми сильными спортивными «клубами» того времени. Поддержка любимой команды обязательно сопровождалась унижением команды-соперницы. Поэтому в туалетах и колодцах (вероятно, поближе к подземным силам), невдалеке от ипподрома, археологи находят свинцовые таблички с многословными проклятиями и призывами к богам сразу нескольких религий.
«Пойдем в Дом Господень» 
(C) Magen Broshi and Gabriel Barkay, 1985
Христианство, в отличие от иудаизма и более молодого ислама, не предписывает верующим обязательного паломничества к святым местам. Тем не менее к V веку н. э. в Иерусалим устремляются толпы верующих — отсюда и письменное упоминание о группе из 400 армянских монахов, пришедших поклониться святыням. Благо индустрии путешествий способствовали знаменитые римские дороги, система почтовых станций, на которых можно было менять лошадей, и несколько морских портов, чтобы добираться по воде.
Еще гораздо раньше, даже до строительства храма Святого Воскресения (храма Гроба Господня), в Иерусалим прибывают паломники в поисках мест, связанных с жизнью Христа. Свидетельство о таком паломничестве относится к II веку н. э. и рассказывает о морском путешествии.
На стенах цокольного этажа языческого храма времен императора Адриана, под которым раньше были каменоломни, а позже построили одну из часовен храма Гроба Господня, кто-то рисует кораблик и на неграмотной латыни цитирует псалом: «Пойдем в Дом Господень». Путник благодарит Бога за счастливое завершение долгого, физически трудного и весьма дорогого путешествия, а исследователи могут попробовать угадать родину паломника: судя по использованию латыни (а не греческого языка или иврита) и упоминанию моря, он пришел с Запада — скорее всего, с территории современной Италии.
«Я превзошел Моисея»
С IV века н. э. стала расти популярность настоящих паломнических «туров». Паломники стремятся увидеть и храм Рождества в Вифлееме, и гору Моисея на Синае, и монастырь Святой Екатерины рядом с ней. Вдоль паломнических путей находят немало надписей на разных языках, в которых читаются сиюминутные человеческие настроения и угадываются вечные человеческие типы. Например, в оазисах Синая на скалах нацарапаны эмоциональные и дерзкие надписи: «Господи, помилуй проводника и верблюда», «Я видел Иерусалим…» и даже «Я превзошел Моисея».
Ксения Романенко
Оправляясь в путешествие, не забудьте оформить страховку. Оформите программу «Страхование путешественников Онлайн» (полис страхования выезжающих за пределы постоянного места жительства) на сайте www.sberbankins.ru с использованием промо-кода и получите экономию 10 % от базовой страховой премии.
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300