«Верасы» – голосок «Малиновки»
6 минут
10 февраля 2017
28 января из Минска пришла печальная весть: ушёл из жизни Александр Тиханович, вокалист и бас-гитарист золотого состава «Верасов»
Армия поклонников в шоке – артисту было всего 64 года. В последний путь его провожал военный оркестр – вместо обычного похоронного марша он несколько раз исполнил главный хит артиста «Малиновку».
Кто из нас в трезвом уме и действующей памяти не помнит «Малиновку», главный хит популярнейшего советского ансамбля «Верасы»?! Сочинили песню известный поэт Игорь Шаферан и не менее известный белорусский композитор Эдуард Ханок. Показательно, что под эту песню даже солдаты Советской армии маршировали на плацах и на марше.
«Вступление в «Малиновке» со свистулькой, кстати, придумал не Ханок, а я, – утверждает Василий Раинчик. – Всё произошло случайно. На фирме «Мелодия» в Москве я впервые увидел новейший синтезатор «Минимуг». Стало интересно, что за «зверь» такой – принялся кнопки нажимать, крутить регуляторы. Синтезатор в ответ вдруг дружелюбно свистнул. Звук настолько понравился, что и лёг основой во вступление к «Малиновке».
Однако поначалу коллектив с гневом отверг песню: «Мы «Битлз» на восемь-девять голосов раскладываем, а тут такое?! Опустимся до такого убожества, будем перед всей страной позориться?!» Руководитель был непреклонен – будем исполнять! Кожей чувствовал, что простенькая «Малиновка» – суперхит. Ведущие вокалистки петь её отказались. Тогда в разговор вступил бас-гитарист Саша Тиханович, сказал Раинчику: «Не слушай их – я спою».
Лучшая песня в репертуаре
Вокально-инструментальным ансамблям в Стране Советов приходилось несладко. Цензура, подобно дурному, но дальнозоркому орлу, парила над творческим пространством страны, выискивая малейшее отступление от «норм советской морали». Без проблем можно было исполнять только кургузые, заунывные или, наоборот, чрезмерно бодряческие песни «членов Союза композиторов» на стихи «членов Союза писателей» из поэтической секции. А чтобы вставить в репертуар нечто своё, самое невинное и безобидное, приходилось пройти все круги ада.
Музыкантам тех лет хорошо знакомо словосочетание «залитовать тему». Это означало – получить официальное разрешение исполнять песню собственного сочинения на сцене. Даже если речь шла о сцене заштатного Дома культуры в глухом колхозе. «Литовка» проходила жернова и мясорубки многочисленных комиссий, и хотя бы в одной из них на песню накладывался гриф «запрещено к исполнению на всей территории СССР». Знаем – плавали в этой мутной водице… Нашему ВИА «Иней», как и большинству других, не удалось «залитовать» даже инструментальную вещицу! Вердикт: слишком джазово звучит…
И всё же среди безусловно «разрешённых к исполнению на всей территории СССР» песен присутствовал не только шлак. Иной раз попадались такие, которые исполнять было просто приятно. Одной из любимых и нами, и слушателями песен в нашем репертуаре была «Малиновка» белорусского ВИА «Верасы».
Вернули даже барабанные палочки
«Верасы», что в переводе с белорусского значит «вереск», появились на свет в 1973 году. Организатором, вдохновителем и бессменным руководителем ансамбля был и остаётся Василий Раинчик, композитор и пианист-виртуоз. За годы существования коллектив выпустил 41 пластинку, в его составе поработали в общей сложности 57 исполнителей.
Белорусская песня по природе своей – распевная, многоголосая, так что большая часть менявшихся артистов были вокалистами. Столь частая ротация в коллективе происходила потому, что руководитель всегда считал: «На мой взгляд, где-где, но уж на эстраде должны работать только молодые артисты. Вид пожилых музыкантов и певцов, выступающих рядом с молодёжью, вызывает лично у меня удручающее впечатление». Сначала Василий Раинчик получил образование пианиста и счёл это достаточным для музыкальной карьеры. Но уже в «Верасах», столкнувшись с процедурой «литовки» и пресловутой обязаловкой исполнять исключительно песни «советских композиторов», плюнул и повторно поступил в консерваторию – на композиторское отделение. С блеском его окончил, и с 1982 года «Верасы» уже без оглядки на цензоров стали исполнять песни «советского композитора» Василия Раинчика.
Популярность «Верасов» с 1974 года, после первого же публичного выступления, всегда оставалась колоссальной. Как-то коллектив ехал с концертами на БАМ, и в поезде не оказалось багажного вагона. Начальник поезда объявил по вокзальному радио: «Товарищи пассажиры! В нашем поезде едет ансамбль «Верасы», а багажного вагона нет. Им предстоит выступать перед строителями БАМа. Пожалуйста, разберите их аппаратуру по своим купе». Из поезда, как горох, посыпались пассажиры и мигом растащили по своим купе тонны аппаратуры и музыкальных прибамбасов. Поразительно, но по прибытии на БАМ люди сдали любимым музыкантам всё – вплоть до барабанных палочек, не оставив даже этот простой аксессуар себе в качестве сувенира.
Их буквально рвали на части
Выход каждого нового альбома вызывал ажиотаж – из музыкальных отделов в магазинах пластинки сметали за день. Неудивительно, ведь популярность ВИА строилась не только на мелодичности и фирменном многоголосии, но и на самом передовом «звуке». Руководителю ансамбля каким-то чудом удавалось первым в стране «пробить» и получить самую новую аппаратуру, синтезаторы – только после «Верасов» нечто похожее оказывалось в распоряжении грандов отечественной эстрады, включая Аллу Пугачёву, Эдуарда Хиля, Муслима Магомаева. Чудо техники 80-х, многоканальная студия звукозаписи, также первой в стране появилась именно у «Верасов». Что также самым благоприятным образом сказалось на звучании их песен.
В любом городе Советского Союза, где выступал ВИА, давая под 10–20 концертов кряду, билетов всё равно было не достать. Для директора любой местечковой филармонии приезд «Верасов» сулил колоссальные барыши, поэтому ансамбль буквально рвали на части – график гастролей был настолько плотным, что между поездками «иголку невозможно было просунуть».
К концу 80-х наиболее популярными альбомами ансамбля были «Музыка для всех» и «Наша дискотека» – их тиражи исчислялись миллионами, а количество пиратских кассетных изданий не поддавалось никакому учёту. Советский Союз вошёл в зону турбулентности, а вскоре и вовсе развалился. Вместе с ним прекратили существование и «Верасы». «Поймите, сложности тогда начались у всех, – вспоминает Василий Раинчик. – Рушились наработанные связи, гастрольная деятельность практически прекратилась, Россия стала для нас заграницей. Очень быстро появилось множество непоющих вокалистов, прыгавших по сцене под «фанеру», а настоящие артисты перестали быть кому-либо нужны».
Прошли годы. И спустя 30 с лишним лет, в 2007 году, ветеран эстрадной сцены Василий Раинчик почувствовал, что настало время возродить популярный коллектив. Теперь в ВИА – сплошь молодёжь, талантливо и с удовольствием исполняющая популярные хиты «Верасов». Каждый концерт, конечно же, начинается с «Малиновки» – мегахита ансамбля.
Фото: Schekinov Alexey Victorovich
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300