Автомобиль в аренду на минуту
7 минут
01 февраля 2017
Фото: Clément Bucco-Lechat
Совсем недавно в нашем лексиконе появилось очередное англоязычное словосочетание «каршеринг», которое означает новый вид услуги – аренда автомобиля не на день или неделю, как это было принято раньше, а на очень короткий промежуток времени. Иногда – буквально на несколько минут.
И, судя по первым откликам, такой вид аренды очень быстро нашёл в нашей стране поклонников, а значит, у каршеринга неплохие перспективы для развития.
Собственно, сама жизнь подтолкнула к появлению такого новшества на рынке услуг. Дело в том, что современное общество сегодня переживает настоящую революцию в идеологии передвижения человека. Специалисты-урбанисты считают, что существует несколько типов активности человека в городе. Первый, классический тип возник ещё в XVI веке – это так называемая мобильность по Паскалю. Именно в XVI веке во Франции впервые была создана система общественного транспорта: начали ходить кареты по определённому маршруту, куда мог сесть любой горожанин, способный заплатить за поездку. Такая система распространялась до конца XIX века.
В начале XX века появился новый тип мобильности – «по Форду». Благодаря внедрению конвейерной системы и резкому росту производительности труда на рынке появился массовый автомобиль. Каждый человек теперь смог получить своё транспортное средство, и этот тип мобильности существует уже больше века.
Однако и эта модель решения транспортных проблем зашла в тупик: физически невозможно дать каждому человеку по автомобилю. Даже страшно представить, во что в этом случае превратится вся наша планета. Когда в крупных городах уровень автомобилизации достиг 800 машин на  тысячу жителей, стало понятно, что движение прекратилось и никакими мерами это движение не восстановить. Никакие парковки или новые развязки не помогут: это верхний предел для любого города планеты, после которого мегаполис замирает в транспортном коллапсе.
Когда это стало очевидным, во многих странах начался откат – борьба с избытком автомобилей на улицах велась всеми возможными методами. К примеру, в Италии самым автомобилизированным городом всегда был Милан. Там тоже дошли до отметки 800 авто на тысячу человек, затем приняли меры – сейчас эта цифра упала до отметки 600 машин на тысячу жителей. Облегчение наступило, но надолго ли?И вот тут появилась здравая идея: а так ли важно иметь машину каждому жителю современного города? Насколько рационально вообще использование собственного авто в условиях дефицита парковок и бесконечных пробок?
В прошлом году интернет-компания «Гугл» провела исследования и выяснила, что человек в современном городе использует свой автомобиль всего на 4% от его возможностей. Он ездит на работу и с работы, иногда вырывается в небольшую поездку на выходных, а остальное время машина стоит.
С этим согласен известный автомобильный эксперт, журналист Игорь Моржаретто: «Я посчитал, даже при моём напряжённом графике я использую свою машину всего три дня в неделю, а четыре из семи дней она просто стоит. За три года мой новенький автомобиль прошёл всего 38 тысяч километров. При этом уходят деньги на ТО, страховку и прочее. Согласитесь, содержать стоящий автомобиль дорого и бессмысленно. В последнее время я всё чаще пользуюсь услугами каршеринга, и есть ощущение, что эта система может серьёзно поменять отношения между человеком и автомобилем…»
Фото: 4028mdk09
В Россию каршеринг пришёл из Европы два года назад – тогда на рынке появилась одна компания из Италии, а сегодня только в Москве работают уже четыре подобные компании. Начался процесс и в других городах России.  
Как это работает? Потенциальный клиент должен скачать мобильное приложение на смартфон и зарегистрироваться в каршеринговой компании, причём необязательно лично – можно это сделать через интернет. Для этого достаточно отослать по почте «сканы» нужных документов, затем заключить договор и привязать к нему свою банковскую карточку. Всё – теперь вы становитесь пользователем системы. Дальше загружаете приложение, смотрите, где находится ближайшая стоянка вашей каршеринговой компании, и бронируете авто – в течение 20 минут надо прибыть к автомобилю.  
Открывается машина при помощи мобильного приложения. Ключ уже торчит в замке зажигания. Вы заводите машину и начинаете двигаться. Когда поездка заканчивается, ключ остаётся в замке зажигания, дверь закрывается при помощи того же приложения – количество потраченных на поездку минут фиксируется, и деньги списываются с карточки. Вы снова превращаетесь в пешехода, а машина переходит во временное владение следующему клиенту, который оказался где-то неподалёку.
Самое удобное в этой системе – оставить машину можно практически в любом месте, где нет запрещающих знаков. Можно даже на платной парковке – клиент в этом случае всё равно ничего не платит. Машина автоматически подаёт сигнал через GPS о своём местонахождении и снова попадает в базу свободных автомобилей.
Насколько это выгодно? В принципе очень даже: пользуясь каршерингом, вы платите только за время пользования – сегодня это около 10–11 рублей за минуту движения и 2,5 рубля за минуту в режиме ожидания. В любом случае получается чуть дешевле, чем на такси. Зато вы лишены головной боли по поводу заправки, парковки и обслуживания.
Каждая компания в Москве выбирает себе базовый автомобиль, чтобы чем-то отличаться от конкурентов. Как правило, с коробкой-автоматом, подушками безопасности и небольшим по объёму двигателем для экономичности. В машине имеются кондиционер, магнитола, зарядка для телефона.
На рынке недавно появился новый игрок, который использует такую экзотику, как крохотный, но чертовски стильный автомобиль «Смарт». В обычной жизни такую машину редко кто купит для себя, а вот попользоваться этим коротышкой, чтобы потом хвастать перед друзьями – почему нет?
Фото: Stolbovsky
На самом деле каршеринг – отличное решение для тех, кто, например, живёт в ближнем Подмосковье, приезжает на один из столичных вокзалов на электричке и берёт машину, чтобы добраться до работы. И таким же образом возвращается домой. Конечно, это пока недоступная мечта для тех, кто живёт в коттедже и хотел бы добираться до Москвы на заёмном автомобиле. Однако и эта категория клиентов учитывается: некоторые компании заявляют, что будут расширять ареал своих стоянок и до Подмосковья. По крайней мере в регионы каршеринг уже пошёл.
Какие правила надо соблюдать, арендуя машину на короткое время? Во-первых, стараться оставлять её в таком же виде, каком получил, то есть не превращать салон автомобиля в помойку. Категорически запрещается курить за рулём: в салоне стоят датчики, и даже за один запах табака вы можете нарваться на серьёзный штраф, не говоря уже прожжённых кресле или обивке. Кстати, наш пользователь, по мнению наблюдателей, ведёт себя куда аккуратнее, чем жители Европы. По рассказам того же Игоря Моржаретто, во Франции ему доводилось брать через каршеринг машину, в салоне которой «царили страх и ужас».  
Есть ещё один нюанс: сейчас в таких машинах, по просьбе страховщиков, начинают ставить приборы, которые фиксируют стиль вождения. Если человек ведёт себя неадекватно за рулем – слишком быстро разгоняется, нарушает скоростной режим, неравномерно движется, – то с него вычтут больше денег за страховку, а то и вовсе внесут в чёрный список. Это особенно стало актуальным после известного случая в Москве, когда водитель каршеринговой машины въехал в остановку, изувечив несколько человек.
В любом случае эта новинка на рынке проката автомобилей уверенно занимает своё место и непременно будет развиваться. Кстати, на Западе сейчас набирает обороты совсем новый тренд, когда автомобиль покупается в складчину несколькими владельцами, чтобы потом пользоваться им по согласованному графику. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Сергей Фролов
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300