Девиантное поведение подростков
9 минут
25 июля 2024
Подростковый период — один из самых важных этапов становления личности. В это время некогда послушные и покладистые дети будто «взрываются» и становятся неуправляемыми. Некоторые формы вызывающего и агрессивного поведения можно назвать нормальным явлением: ребёнок пытается отстоять границы и найти самого себя. Но в отдельных случаях всё же стоит обратиться к психологу. Подробно расскажем об отклоняющемся поведении подростков и выясним, когда необходимо бить тревогу.
Что такое девиантное поведение
Простыми словами «девиантность» — это отклоняющееся поведение, которое отличается от принятого в обществе. Например, это систематическое нанесение ущерба себе, другим или имуществу.
Каждый человек в разной степени склонен к девиантности. В патологических случаях она может проявляться в алкоголизме, наркомании, гемблинге, суицидальных мыслях или в склонности к совершению преступлений.
Если говорить о менее ярких проявлениях, то можно выделить неприятие социальных норм, ложь, чрезмерную тревожность, гиперобщительность и нарушение пищевого поведения.
Виды девиантного поведения подростков
Существует много классификаций девиантного поведения. Рассмотрим наиболее простую и точную:
  1. Антисоциальное поведение направляет агрессию подростка против окружающего мира. Такие дети могут быть жестоки: они мучают животных, травят сверстников, воруют, употребляют и продают наркотики. В категорию антисоциального поведения входит любое действие или бездействие, нарушающее законодательство, правовые нормы и угрожающее порядку и благополучию окружающих людей.
  2. Асоциальное поведение также направлено против общества, но не связано с нарушением законов и не вредит благополучию других людей. В эту категорию входят действия, нарушающие морально-общественные нормы поведения. В некоторых случаях такие подростки склонны к прогулам, агрессивному поведению, уходу из дома, беспорядочным половым связям и гемблингу.
  3. При аутодеструктивном поведении агрессия подростка направлена на него самого. Это может проявляться в трудоголизме, селфхарме, беспорядочных половых связях и других бессознательных способах подростка «наказать» себя.
Причины девиантного поведения
Причины отклоняющегося поведения подростков кроются в психологических, социальных и медико-биологических факторах.
Психологические факторы
К психологическим факторам принято относить:
  1. Нестабильную самооценку и психику.
  2. Эмоциональную неустойчивость.
  3. Напряжённые отношения с учителями и родителями.
  4. Искажённое восприятие значимых людей.
  5. Приобретённые психологические травмы.
Социальные факторы
Важную роль играют социальные факторы формирования девиантного поведения подростков:
  1. Неблагоприятная атмосфера в семье. Недостаток доверительных взаимоотношений, зависимые и травмированные родители, неполные семьи. Исследование ученых С. Снайдера и Д. Юна доказало, что жестокое и пренебрежительное обращение с подростком во многих случаях становится триггером его девиантного поведения.
  2. Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание и психологическое насилие со стороны педагогов.
  3. Негативное влияние со стороны сверстников, неудачная социализация. Детское общество бывает жестоко, подросток может подвергаться травле и другим формам психологического насилия.
  4. Проблемы адаптации в школе. Низкая успеваемость, оценки, отсутствие поддержки со стороны педагогов и одноклассников.
  5. Воздействие СМИ. Навязанные стандарты красоты и поведения часто деформируют хрупкую подростковую психику.
  6. Социальное неравенство. Финансовые трудности плохо влияют на психику и создают социальные проблемы.
Медико-биологические факторы
Медико-биологические факторы включают в себя врождённые и приобретённые патологии, такие как:
  1. Психические диагнозы, врождённые расстройства.
  2. Соматические заболевания, любые болезни и травмы.
  3. Патологии центральной нервной системы: черепно-мозговые травмы, инфекции и визуальные дефекты.
Симптомы девиантности у детей и подростков
Проявления девиантного поведения могут быть вызваны попытками понять и исследовать свое «Я», сепарироваться от семьи. В раннем детстве ребёнок полностью подчинён родителям, ведь он ничего не знает об этом мире. У подростка же уже есть достаточно опыта, чтобы исследовать собственные реакции, мнения и эмоции. Но в некоторых случаях это может приводить к поведенческим странностям. Что относится к девиантному поведению подростков?
Зависимое поведение
Дети с зависимым поведением стремятся всё время пребывать на пике интенсивных эмоций. Способы прочувствовать их могут быть разными. При этом в некоторых случаях подросток может отличаться чрезмерной привязанностью к книгам и спорту, а в других — употреблением наркотиков, религиозным фанатизмом, гемблингом, интернет-зависимостью, курением, регулярной мастурбацией и алкоголизмом. Но в любом случае зависимость от одних интересов, в результате которой страдают другие аспекты жизни, деструктивна.
Кощунство, пренебрежение святынями и извечными ценностями
«Кощунство и пренебрежение извечными ценностями» — субъективная оценка по отношению к поведению подростка. То, что в одной культуре может считаться кощунством, в другой будет, напротив, признаком высокой нравственности. И всё же основные моральные ценности существуют: их предписывают Конституция, Уголовный, Гражданский и Правовой кодексы. Согласно этому перечню, например, оскорбление чувств верующих и вандализм — уже полноценное преступление.
Возможно, нечувствительность к этическим вопросам или пренебрежение по отношению к ним — это проявление поиска смыслов или даже скрытая просьба о помощи и поддержке.
Альтернативные ценности
Способность посмотреть на мир и общество другими глазами, создать свою концепцию ценностей, отличную от родительской, — это ведущая цель процесса, который происходит в подростковом возрасте.
Часто родители подростков паникуют зря: искать свои опоры в этом возрасте необходимо. И если дети не нарушают законов и не призывают к очевидно асоциальным и деструктивным поступкам (травле, насилию, жестокости, воровству, патологической лжи, живодёрству и т. д.), процесс следует отпустить.
Но когда ценности проявляются в жизни подростка откровенно деструктивным образом (приводят к социальной дезадаптации), имеет смысл обратить на это внимание и предложить свою помощь или работу со специалистом.
Разрушение отношений с родителями
Неминуемый этап подросткового периода — сепарация, то есть отделение личности ребёнка от взрослых. Выросший ребёнок хочет доказать своё право быть взрослым, хотя в подростковом периоде это часто выглядит безрассудно. Когда этот процесс завершается, общение повзрослевшего чада и родственников переходит на новый уровень. В идеале и ребёнок, и родитель должны осознать границы друг друга и следовать им, чтобы семейные отношения остались крепкими.
Сепарация — важный взаимный процесс, который идёт на пользу отношениям в семье. Но в некоторых случаях разрушение, разрывание связей со стороны подростка может говорить о девиации, которая, в свою очередь, могла возникнуть из-за токсичных взаимоотношений. В таких случаях эффективнее всего будет семейная работа с психологом.
Агрессивное поведение
Подросток начинает хамить, испытывая бессознательное желание самоутвердиться, доказать самому себе, что способен себя защитить. Какими бы терпеливыми и адекватными ни были родители, с этим может столкнуться каждый.
Агрессия — нормальная человеческая эмоция, но иногда молодые люди не умеют справляться с ними и проживать экологично. Поддержка и понимание близких в таких случаях очень важны для подрастающих детей.
Корыстное поведение
В патологических случаях корыстное поведение приводит к кражам и порче имущества, а также другим проступкам и преступлениям вплоть до самых тяжких. Так бывает при финансовых трудностях в семье и экономическом насилии. Другой вариант: подросток пытается привлечь к себе внимание значимых взрослых.
В таких случаях нужно как можно быстрее обратиться к специалисту, чтобы избежать проблем с законом.
Гендерные и сексуальные отклонения
Гендерные вопросы и правила сексуального поведения — очень чувствительные темы при общении с подростком. Лучше всего ситуация складывается, когда ребёнок чувствует готовность родителя поддержать и выслушать его в трудных ситуациях, когда к этому возрасту он уже получил от них необходимую информацию в безопасной обстановке.
Девиантность в этом аспекте может проявляться очень по-разному в юном возрасте, и главная её характеристика: подросток и сам страдает от неё. Вопросы гендерной идентичности, повышенный интерес к сексу или, например, его отсутствие, неуверенность в себе и поиск «правильного» поведения — всё это может быть мучительно для молодых людей. Поддержание доверительных отношений с ребёнком — иногда единственный способ вовремя увидеть проблему в этой сфере и помочь молодому человеку.
Ложь
Несмотря на осуждение лжи во многих культурах, умение врать — важный социальный механизм. Почему же лгут подростки? Для этого может быть очень много разных причин. Но если систематическая ложь плохо влияет на их жизнь, то это повод задуматься.
За ложью у подростка нередко стоит и желание конформности — попытка адаптироваться к окружающему социуму. Если вранье становится системным явлением, это превращается в патологию. Ложь, которая портит социальные связи, семейные отношения, мешает учёбе и развитию, — деструктивное явление, на которое стоит обратить внимание.
Зависть
Зависть — нормальное человеческое чувство, каждый хоть раз испытывал его. Оно мотивирует и позволяет чётче осознавать свои желания. Но иногда у подростков зависть проявляется как ненависть к другому человеку и желание ему досадить. Если отказаться от сравнения подростка со сверстниками, это поможет работать с деструктивными эмоциями.
Примеры девиантного поведения
Ознакомимся с отклоняющимся поведением детей и подростков на наглядных примерах из жизни уже взрослых людей.
Елизавета Л.
«Когда я была подростком, ссоры с родителями часто превращались в драку. Домашние обязанности и груз родительских ожиданий были непосильной ношей, из-за чего меня часто наказывали, а я злилась и мстила своим агрессивным поведением. Конфликты прекратились только с годами, когда я сепарировалась: нашла работу, съехалась с молодым человеком и научилась обходиться без их помощи. Уже в зрелом возрасте мы обсудили подростковые конфликты, и семейные узы стали крепче, потому как родители отказались от избыточных ожиданий на мой счёт, а я поняла, что воспитывать ребёнка — тяжёлый и изнурительный труд».
София Р.
«В подростковом возрасте я стала эмо. Родители это явно не одобряли — были истово верующими христианами. Меня постоянно сравнивали с моими более успешными подругами и одноклассницами, отчего я постоянно чувствовала себя ущербной. Наша семья не была благополучной: отец регулярно избивал мать, а она не могла от него уйти и сама содержать троих детей. В подростковый период я не хотела добиваться одобрения людей, считающих насилие нормой и при этом усердно посещающих церковь. Вместо этого я игнорировала школьную форму, пропускала занятия, курила и иногда употребляла наркотики».
Мария Я.
«В 13 лет очень хотела попасть на аниме-вечеринку и даже подготовила песню, чтобы спеть её там. Мама узнала, что мероприятие проводится в клубе. Она сильно разозлилась и не хотела отпускать меня туда ни под каким предлогом. Тогда я обещала ей, что закончу год на одни пятерки, но мне такая ноша оказалась не по силам. На вечеринку меня всё-таки отпустили, но родители потом поставили меня на горох за невыполненное обещание, а я так разозлилась, что стала портить их рассаду».
Профилактика девиантного поведения подростков
Лучшая профилактика девиантного поведения подростков — здоровая и адекватная атмосфера в семье, доверительные и близкие отношения с родителями. Они возникают, когда ребёнок с малых лет видит перед собой позитивный пример значимых взрослых, не подвергается психологическому и физическому насилию, получает достаточно внимания и понимания со стороны родителей.
Если говорить о социальных формах профилактики девиантного поведения, сюда входят создание социокультурной среды, информирование, вовлечение в волонтерскую деятельность, организация здорового образа жизни и активизация личностных ресурсов. При отклоняющемся поведении внимание должно быть в первую очередь обращено на семью, затем на школу и среду, в которой пребывает несовершеннолетний.
Заключение
Подростковый период — самый эмоциональный и трудный отрезок жизни ребёнка для родителей. Во время этого этапа формируются ценности, модель поведения и социальных взаимодействий.
Ребёнок ошибается, получает новый опыт, ищет самого себя и нередко забредает на этом пути в опасные ситуации. При правильном воспитании и здоровом контроле над подростком избежать девиантного поведения можно. Главное — разобраться в причине, побуждающей маленького человека к противоправным действиям. А в патологических случаях нужно как можно быстрее обращаться к психологам.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300