Как увлечь ребёнка уроками финансовой грамотности
4 минуты
26 декабря 2023
Говорить с детьми о деньгах — важно. Чем раньше начать это делать, тем больше шансов, что ребёнок в будущем научится ими грамотно управлять. А что для этого можно сделать, мы рассказываем в нашей статье.
Играйте
Детям 57 лет важно понять, что деньги не берутся просто так, они зарабатываются трудом, и что на всё не хватит. Деньги — это ограниченный ресурс, и, чтобы купить что-то, на что сейчас нет денег, нужно планировать и копить.
Уметь планировать — значит уметь выбирать, на что тратить деньги. Этому можно научить, играя в игры. Например, выложите перед ребёнком игрушку, сладости, яблоки и чай, дайте ему деньги и скажите, что он может их потратить либо на игрушку, либо на еду. Обсудите с ним, почему он сделал такой выбор.
Если ребёнок захочет купить всё, объясните ему, что он может купить сладости сейчас, а оставшиеся деньги отложить и добавить к ним следующую сумму, чтобы потом купить игрушку.
Поговорите с ребёнком о его мечтах и попросите его объяснить, почему ему нужно это или то. Обсудите с ним разницу между «я хочу этот смартфон, потому что у всех есть, а у меня нет» и «я хочу этот смартфон, потому что у него много памяти и на него можно скачать полезные приложения».
Вы можете предложить ребёнку вспомнить, когда вы что-то покупали или отказывались от покупки, и попросить его объяснить, почему вы так решили.
Если ребёнку хочется что-то, но вы не можете это купить сразу, помогите ему найти решение. Например, предложите ему сначала накопить деньги или выбрать что-то подешевле.
Для обучения можно использовать игру «Детская монополия», где вместо покупки недвижимости и строительства домов и отелей ребёнок покупает и продаёт билеты на аттракционы. Эта игра поможет ему научиться делать выбор, тратить деньги умно и развивать логику.
Показывайте деньги
Одно из препятствий в обучении ребёнка основам финансовой грамотности связано с всеобщим переходом на безналичные платежи. Поскольку покупки и оплата счетов проходят через банковскую карту, ребёнок не видит финансового обмена. Нужно визуализировать эти процессы.
Ходите в магазины вместе с ребёнком. Позвольте ему увидеть, как вы оплачиваете покупки. Лучше делать это наличными, чтобы ребёнок видел, как вы передаёте деньги за товары, как считаете сдачу. Объясняйте, как выбираете товары в корзину, цену каждого товара, что решили взять, чего избежать и почему.
Важно убедиться, что ребёнок не формирует представления о том, что цена товара всегда соответствует его качеству или наоборот. Важно воспитать рациональное отношение к расходам и способность адекватно оценивать свои желания и возможности.
Давайте немного денег на карманные расходы
Управляя собственными деньгами, ребёнок развивает логическое мышление, учится ответственности, самостоятельности, формированию целей и расстановке приоритетов.
Вы можете давать ребёнку небольшую сумму денег примерно в 67 лет, когда он идёт в школу. Стоит разграничить средства на обязательные расходы, такие как оплата школьных обедов или проезда, и саму небольшую сумму денег — своеобразную доплату на необязательные покупки.
Чтобы определить размер небольшой суммы денег, вы должны понять, на что ребёнок их будет тратить. В первые несколько раз можно сделать покупку с ним — обсудить, что он хочет и сколько это стоит, помочь оплатить и посчитать сдачу. После объяснения основ постепенно предоставьте школьнику больше свободы и привыкайте к финансовому планированию.
Здесь можно выбрать разные стратегии. Например, некоторые родители предоставляют небольшую сумму денег в строго определённый день в одинаковых суммах. Если речь идет о младшеклассниках — каждый день или через день. Для подростков — раз в неделю или даже две. Будьте последовательны, объясните, что в другие дни дополнительных поступлений не будет.
Расскажите о преимуществах накоплений
Система накоплений проста и понятна как для детей, так и для взрослых. Сначала установите финансовую цель, затем определите сумму, которую нужно откладывать, таким образом, чтобы не ограничивать себя сильно. Это может быть, например, 5% от общей суммы небольшого количества денег.
Последний шаг — установить сроки, когда можно купить желаемый предмет, придерживаясь графика накоплений. Убедитесь, что ребёнок понимает, что отложенную сумму следует поместить в копилку (или на счёт — как вы решите) немедленно после получения небольшой суммы денег. Укажите, что такой трюк поможет избежать соблазна совершить спонтанную покупку.
Купите для него красивую копилку, чтобы процесс был приятным и интересным. Если он хочет накопить быстрее, можно создать систему бонусов, которые помогут увеличить накопления.
Отношение человека к деньгам и накоплениям формируется рано и, вероятно, будет влиять на его финансовое поведение и благосостояние в будущем. Если вы с ранних лет научите ребёнка разумно распоряжаться деньгами, это защитит его от краткосрочных финансовых решений и станет основой благосостояния в будущем.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300