Карьера в зрелом возрасте: три примера из истории
5 минут
10 марта 2023
Сменить несколько профессий за жизнь — нормально. Кто-то решается на это во взрослом возрасте. Такие истории случались и раньше — собрали самые вдохновляющие из них.
⭐️ Магнатка Вера Алексеева
Об умной и энергичной купчихе Вере Алексеевой, прабабушке реформатора театра Константина Станиславского, долго вспоминали её внуки и племянники. Они писали: «Вера Михайловна была, говорят, красавицей… и была строга и горда, но умна; если она к нам и не проявляла большой нежности, то в её благожелательном отношении всё-таки нельзя было сомневаться; её побаивались, но уважали».
Вера Алексеева родилась в 1774 году в семье крупных предпринимателей Вишняковых, а пик её карьеры пришёлся на 60 лет. Как же это получилось?
Она была замужем за Семёном Алексеевым и вместе с мужем держала старейшую фабрику по выработке золотых и серебряных «позументных, плющильных и канительных изделий».
Там делали материал для дорогих тканей, парчи и галунов для шитья церковной и военной одежды. В 46 лет Вера Михайловна овдовела и вместе со взрослыми сыновьями стала владелицей фабрики и множества торговых лавок в самых прибыльных местах Москвы. Все последующие 26 лет она вела дела фабрики, да так, что к 1847 году там работало уже не 50 человек, а больше 150.
Бойкая купчиха и предпринимательница не передавала дела сыновьям, а управляла семейным бизнесом сама. Вера Алексеева продолжала покупать торговые лавки, например в Китай-городе, и сдавать их в аренду известным и успешным купцам.
И сама продавала не только драгоценные нити для тканей, но в 1820–1840‐х годах имела даже овощную лавку в Щепетильном ряду для оптовой и розничной продажи овощей, чая, кофе и сахара.
Но в то же время процветало и её основное, золотоканительное, производство. На мануфактурной выставке 1839 года Алексеевы получили большую золотую медаль «за весьма похваляемые изделия из волочёного золота и серебра». В то время Вере Алексеевой было уже 62 года!
🎭 Бабушка Пельтцер: успех в 70 лет
Известная актриса советского театра и кино Татьяна Пельтцер родилась в 1904 году и начала карьеру очень рано. Она была дочерью актёра, и именно отец стал для неё мастером и учителем. Свою первую роль она получила в 9 лет.
Пельтцер выбрала театр, но карьера долго не складывалась. В 1923 году её приняли в труппу Театра Московского губернского совета профсоюзов, нынешнего Театра Моссовета, но вскоре её уволили «за профнепригодность» — у Татьяны не было театрального образования.
После этого почти 10 лет она проработала машинисткой, сначала в Берлине, а потом на заводе в Москве.
После 30 лет Татьяна Пельтцер возвращается в театр и начинает появляться в кино, но до настоящего успеха было ещё целых два десятилетия. Поработав в Ярославле, она возвращается в Москву и играет в новом театре миниатюр, где по-новому раскрывает свой талант через характерные образы управдомов, молочниц и нянек.
Актёрская слава пришла к ней уже в 49 лет, после роли старухи Лукерьи Похлёбкиной в киноверсии спектакля «Свадьба с приданым», поставленной Театром сатиры.
А после роли матери солдата в фильме «Солдат Иван Бровкин», который вышел через два года, она стала всенародной любимицей. Пельтцер стали называть «матерью русского солдата», а сама себя она окрестила «колхозной мамашей».
С возрастом жизнерадостность, энергия и обаяние актрисы проступали всё ярче. Её коронной ролью была тётя Тоня в постановке «Проснись и пой». Активная и жизнерадостная старушка взлетала по лестнице, танцевала и пела — современники говорили, что именно такой Татьяна была в жизни.
А в 73 она начала новую жизнь на сцене театра «Ленком» и играла в спектаклях Марка Захарова до начала 1990-х годов. Последнюю свою роль старой еврейки Берты в спектакле «Поминальная молитва» она исполняла без слов, а зрители встречали любимую актрису долгими овациями, стоя, со слезами на глазах.
✒️ Драгунский: из актёра в детские писатели
Известный писатель Виктор Драгунский, автор классики детской литературы, «Денискиных рассказов», стал литератором уже в зрелом возрасте. Родился он в 1913 году и с детства мечтал стать актёром.
Выбор не был случайным: он ездил на гастроли по России с мамой и отчимом — актёром еврейского театра. Освоив рабочие профессии, в 20 лет он попал в московский Театр сатиры после курса в мастерской известного режиссёра Алексея Дикого. Сцена была с ним до 45 лет, во время войны он даже выступал в цирке клоуном и ездил с выступлениями по фронтам, а после создал свой театр «Синяя птичка» в Театре киноактёра.
Но писать Драгунский стал только в 1950-х. Сначала это были фельетоны в журнал «Крокодил». А в 1958 году, когда ему было 45, на даче он написал свои первые детские рассказы — о своём восьмилетнем сыне Дениске.
Этот момент был кризисным для Драгунского — он решил полностью разорвать с театром. Так вспоминает об этом драматург Леонид Зорин: «Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот. Он сидел на довольно холодной подмосковной даче зимой и в этом довольно мрачном состоянии написал тринадцать детских рассказов».
Слава пришла к Драгунскому молниеносно. Первые сборники с юмористическими детскими рассказами быстро разбирали. А самый полный сборник под названием «Денискины рассказы» вышел уже в 1966 году, когда писателю было 53 года.
И как здорово, что Драгунский не послушал совета его первого учителя, Алексея Дикого: «Не писал бы ты ничего, дружок. Артист из тебя точно получится, а писатель — нет». Слушайте только себя и идите к мечте в любом возрасте!
Если вы готовитесь к смене работы прямо сейчас, то мы рекомендуем вам пройти курс «Как искать работу в интернете»
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300