Инакорисующие
7 минут
10 января 2017
Хорошо было бы рассказать о нашей живописной встрече где-нибудь на художественной тусовке или на крайний случай в кафе. Теперь модно встречаться в кафе, сидят там часами...
Но мы встретились просто, по-рабоче-крестьянски, — в Skype. Немного компьютерных технологий, и вот мы четверо: Виктор Богорад, Вячеслав Шилов, Андрей Попов и я — ведем задушевную беседу.
Вячеслав Шилов и Виктор Богорад
Богорада я знаю давно, когда-то мы вместе работали, со Славой Шиловым мы тоже пересекались в разных редакциях. Так что у меня оказался всего один новый знакомый — художник Андрей Попов. Все они прославленные, знаменитые, имеющие награды, дипломы. Все известны не только в узких кругах соотечественников, но и в других странах. Их любят западные галерейщики, что, согласитесь, для российского художника весьма лестно и выгодно.
Читатель может подумать, что я рассказываю о каких-то успешных людях, только не бизнесменах, а художниках. Но это не так. Мои собеседники на дух не выносят «успешность» в том смысле, в каком это понимается сегодня, и еще много чего в нашей многогранной реальности, что всегда вызывает их улыбку и, как правило, новую работу — карикатуру. «Успешность» — это ведь что-то напоказ, а мои собеседники как раз этого не принимают. Человек должен быть естественным.
Андрей Попов
Да, все мои собеседники — карикатуристы. Но вы не подумайте, что я по сусекам наскребла в Петербурге всего троих. В петербургском сообществе карикатуристов более 70 человек, а мои собеседники — полномочные представители этой замечательной когорты.
— Друзья, вы всегда шли «против потока». Это было актуально в советские времена. А против чего вы идете сейчас? — спросила я.
— Да против того же — по сути дела, ничего не изменилось, названия только поменялись, — отвечает Богорад.
— Противопоставление карикатуристов потоку вызвано одной из отличительных особенностей карикатуры как жанра — десакрализацией власти. Карикатура учит зрителя видеть, что власть предержащие — это люди со своими особенностями характера, положительными и отрицательными чертами, комплексами, страстями, присущими обычному человеку, но часто влияющими на принятие глобальных решений. Юмористический взгляд карикатуриста на события и решения «небожителей» через призму простых человеческих качеств и мотивов заставляет зрителя сомневаться, задумываться самому, видеть не только черное и белое, но и полутона. Конечно, это скорее нонконформизм, чем что-то иное, — добавляет Попов.
А Вячеслав Шилов заключает:
— Задача карикатуры в разрушении пафоса, потому что там, где пафос, — там вранье.
— Я хочу сказать, — говорит Богорад, — что это не мы идем против потока, а поток идет против нас. Что делают карикатуристы в этой ситуации? Мы уходим в интернет. Сейчас есть сайт-галерея CartoonBank, где представлены работы всех значительных карикатуристов Петербурга. На этом сайте можно оставаться бесконечно долго, пересматривая работы то одного художника, то другого.
На вопрос, чем отличается сегодняшнее время от «старых времен», Богорад ответил просто:
— Раньше я бегал по редакциям, предлагая свои картинки, а теперь мне звонят и просят какую-нибудь работу.
То же самое происходит и с другими. Так что в части популярности они «успешны». Но они — инаки. Я взяла это слово из книжки про Богорада, Сергея Ковальского и Бориса Митавского. В ней рассказано, как еще в 1970-х годах прошлого века эти молодые тогда ребята устраивали свои маленькие выставки работ и каждая из них сопровождалась большим или не очень скандалом. И каждый раз они веселились. В нашем разговоре Виктор Борисович Богорад обронил хорошую фразу:
— Мы рождаемся с криком, умираем со стоном, остается прожить жизнь со смехом.
Я считаю всех карикатуристов — знакомых и незнакомых — «инаками». Во-первых, это очень хорошее слово. А во-вторых, инаки живут иначе, чем все другие, потому что они — инаки, то есть иные, другие, не как вы, или я, или еще кто-нибудь. Ой, тут возникла ненужная ассоциация с «Дозорами» (ночным и дневным), где как раз действуют «иные». Но я не про них, мои инаки не обладают никакими паранормальными способностями, проходить сквозь стены не умеют, да им это и не нужно. Но они живут в своем особом мире, наполненным смешными, грустными или саркастическими образами.
Каждый день они просыпаются, встают — и уже на работе. Перья, специальные ручки, краски для цветных картинок — все разложено на столе в том порядке, к которому привык карикатурист. И после чашки кофе он начинает создавать свой шедевр. Нет, конечно, он никогда не думает, что сейчас нарисует нечто гениальное. Просто внутри него как гвоздь сидит задача, которую он хочет выразить способом карикатуры. Мысли рождаются в виде образов. Я спросила (да простят мне мои собеседники): как можно не рехнуться, когда голова наполнена таким количеством образов, которые сшибаются, наталкиваются друг на друга и живут, как известно, своей жизнью? Андрей Попов сказал, что зато им не грозит деменция — мозг и душа всегда в работе. А Слава и Витя долго перебирали варианты ответов, пока не пришли к единому суждению:
— Это уже профессионализм.
Да, они не мальчики, за плечами огромный жизненный и творческий опыт. Они очень давно научились подчинять свое воображение конкретной задаче. Не образ владеет ими, но они владеют образом, преобразуя его так, как считают необходимым.
Работы у всех разные. У Шилова они «жесткие», у Богорада большей частью саркастические, у Попова — почти лирические. Глядя на его карикатуры, хочется писать стихи или письмо любимому человеку.
Дома они сидят не только потому, что так удобно работать. Недавно две редакции, с которыми много лет постоянно сотрудничал Богорад, почти одновременно отказались от его услуг. Такие или похожие истории может рассказать каждый из них. «Вся схлопывается», — сказал Шилов. Попов еще работает в израильском журнале «Бесэдер», где пока «политическая конъюнктура» позволяет просто радоваться его карикатурам.
Вот они и ушли в интернет, в свой CartoonBank, в Facebook, где каждый день размещают свои карикатуры. У каждого тысячи фолловеров.
Вот их обращение к зрителям интернет-галереи CartoonBank.
«Cartoon в переводе с английского — это и «мультик», и «карикатура», и сам карикатурист.
Мы искренне рады видеть вас на нашем проекте. Даже если вы попали сюда случайно, не торопитесь нас покидать — вы на уникальном ресурсе. Да, мы тут ценим юмор, хороший юмор, но мы также ценим и вас, нашего зрителя.
Мы ждем вас. Рады вам. Ценим вас.
И ценим юмор :)».
Я чуть не забыла сказать, что все они — добрые. Может быть, поэтому карикатуры каждого из тех, с кем я разговаривала, становятся таким радостным событием. В них открывается не только юмор, но и доброта, человечность, ощущение гармонии. Это еще один штрих к тому, что они — инаки. Доброта и человечность сегодня не в цене, во всяком случае в «официальном» мире, с которым так или иначе соприкасается каждый из нас. Я знаю добрых и человечных молодых людей, и они тоже инаки, но что с ними станет потом — пока неизвестно.
А мои карикатуристы, матерые зубры, обломавшие сотни перьев о чиновничий беспредел (скажем так, общо), сохранили в себе детскую наивность и доброту. Но, по моему мнению, без этого не бывает настоящего художника.
Напоследок я их спросила, что такое счастье, с их точки зрения.
— Понятие счастье определяется, на мой взгляд, одним словом. Это слово «самореализация». Умение раскрыть то, что заложено в тебе, как говорится, богом, и применить это в жизни — вот главная составляющая счастья, — ответил Попов.
— Каждый человек хочет видеть себя счастливым — тем или другим способом, а художник видит себя иначе. Не надо думать, мечтать о счастье — надо просто жить и рисовать, — добавил Шилов.
А Богорад заключил:
— Помните это изречение: «Самое страшное — это сбывшаяся мечта»? (Посмеивается.) Но вообще я бы процитировал молитву Курта Воннегута (хотя она, конечно, появилась гораздо раньше): «Господи, дай мне сил изменить то, что я могу изменить, дай мне терпения принять то, что я изменить не могу, и мудрости отличить одно от другого». Когда это получается — вот и счастье.
Наталья Курапцева
Санкт-Петербург
Фото и иллюстрации предоставлены В. Богорадом
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300